Мультиэкспозиция в фотографии
Бесплатно по всей России: 8 800 700 38 33

Мультиэкспозиция в фотографии

Мультиэкспозиция, двойная экспозиция или многократное экспонирование во многих случаях может стать мощным выразительным средством.


Этот прием позволяет на одной фотографии получить несколько различных по ракурсу или масштабу объектов. К мультиэкспозиции любят обращаться фотографы, снимающие арт или авторское фото в различных жанрах. Впрочем, двойное экспонирование используется и пейзажными фотографами. Так, при съемке пейзажа с огромной восходящей Луной достоверно снять вид одним кадром не получится: при использовании широкоугольного объектива Луна будет выглядеть значительно меньшего размера, нежели мы видим ее глазами. Поэтому сначала снимают пейзаж, а затем, поменяв объектив на более длиннофокусный, снимают Луну. Разумеется, подобный кадр можно получить и при постобработке в графических редакторах – эффект будет тот же. Так зачем же тогда нужна мультиэкспозиция? Причин несколько.


Во-первых, это безумно увлекательно, весело и часто дает непредсказуемый и необычный результат. Во-вторых, через мультиэкспозицию вы можете выразить свои эмоции, чувства, ощущение, настроение, передать атмосферу места, события или явления. Наконец, если фотограф планирует участвовать в фотоконкурсах, то многие из них допускают работы, снятые с использованием многократной экспозиции, но не принимают те, где ее эффект был имитирован в графических редакторах.


Давайте рассмотрим основные правила съемки с мультиэкспозицией. Использовать будем высокотехнологичную компактную камеру премиум-класса семейства Ricoh GR, а именно GR III. Режим мультиэкспозиции в камере GR III позволяет объединять неограниченное количество снимков. *Режим мультиэкспозиции, также, можно использовать и в камере GR IIIX


Удобно, что промежуточный результат можно просматривать на экране камеры во время процесса наложения кадров. При съемке в режиме мультиэкспозиции GR III позволяет фотографу изменять экспозицию, снимать, повторно снимать и заканчивать экспонирование для каждого отдельного снимка. Вы можете регулировать компенсацию экспозиции, чувствительность ISO, диафрагму и выдержку в зависимости от режима экспозиции, установленного для первого кадра. Но баланс белого изменять нельзя.


Итак, ниже мы приводим основные правила – вернее сказать советы, которые помогут вам открыть для себя волшебный мир многократного экспонирования.


  • Темное/светлое

Сначала делаем первый основной кадр, который содержит темный объект или фон. Второй кадр играет роль заполняющего слоя. Важно помнить, что независимо от того, какой кадр был снят первым, светлые объекты будут более заметны и детализированы на темных областях фотографии. Это главное правило наложения при двойном или многократном экспонировании.

  • Спокойный фон

Чтобы избавиться от визуального хаоса, постарайтесь сделать так, чтобы основной кадр содержал минималистичный фон. Второй кадр можно максимально насытить деталями и цветом, использовав сложные текстуры, растения, огни и т.д. Не объединяйте два кадра, перегруженных деталями: на выходе вы получите вдвойне перегруженное изображение.

  • Смысловая содержательность каждого слоя

Каждый слой снимайте осмысленно. Помните об экспозиции. Выстраивайте композицию исходя из того, что она должна быть интересна сама по себе, а не служить лишь подложкой для второго кадра. В противном случае велика вероятность, что вы получите на конечной фотографии визуальный винегрет, разобраться в котором будет не под силу.

  • Профессиональный подход: заведите блокнот и делайте заметки

Продумывайте наложения и конечный результат. Записывайте в блокнот идеи и делайте схематические наброски будущих кадров. Позже это позволит вам контролировать процесс во время съемки, добавлять вашим фотографиям смыслов и играть с образами.


  • Ловите волну

Иногда стоит отпустить контроль во время процесса съемки. Как это ни парадоксально, но «на волне» иной раз получаются интересные и красивые фотографии.


  • Развивайте насмотренность

Смотрите больше фотографий, выполненных с использованием мультиэкспозиции. Пересматривайте понравившиеся чужие работы. Анализируйте, как сделано наложение, ракурс, время суток, характер света. Насмотренность не только прививает вкус к качественным работам, но и поможет вам понять, что вы хотите получить от мультиэкспозиции в фотографии и как добиться желаемого результата.

Режим мультиэкспозции любит использовать в своих работах портретный фотограф знаменитостей, амбассадор Ricoh – Алексей Корзов.


  • Используйте визуальные шаблоны

Нас окружает огромное количество текстур, узоров и силуэтов, которые отлично подходят для экспериментов с двойной или многократной экспозицией. Так, в качестве одного из слоев можно использовать фактурные листья, стволы деревьев или цветы.

Поэкспериментируйте с разноплановой съемкой: пусть на одном слое будет объект, снятый крупным или сверхкрупным планом, а на другом – общим или средним.

Попробуйте совместить на разных слоях предметы, снятые при разном положении источника света. Например, первый слой снять при контровом освещении, а второй – при более рассеянном и ровном.

Светящиеся вывески, салют, городская иллюминация, надписи, граффити можно эффектно сочетать с изображениями людей.

Одним из слоев можно использовать воду и облака, снятые на длительных выдержках.


  • Естественность

Может показаться, что естественность изображения входит в прямой конфликт с самой идеей мультиэкспозиции в творческой фотографии. Однако это не всегда так. Иной раз огромное удовольствие доставляет фотография, глядя на которую нельзя стразу и однозначно с уверенностью ответить, как она снята: в один кадр или многократным экспонированием. Снимать так – высокий уровень профессионализма и мастерства, особое искусство. Пробуйте.


  • Используйте светофильтры

Имея в своем распоряжении столь мощный инструмент как фильтры, вы сможете создавать впечатляющие фотографии. Мультиэкспозиция, камера GR III и набор светофильтров дают свободу в творческих экспериментах. Снимите один слой с использованием одного фильтра, второй – установив на объектив другой. Ricoh GR III позволяет делать неограниченное количество экспонирований на один кадр, однако помните о том, чтобы конечное изображение смотрелось гармонично и законченно.


  • Помните об экспокоррекции

Несмотря на то, что сегодня графические редакторы предоставляют большие возможности по постобработке, все же помните, что лучше сразу попасть в экспозицию, чем потом тянуть картинку в редакторе. Поэтому помните, что две экспозиции, например, на один кадр – это двойная порция света. Следовательно, чтобы конечное изображение получилось проэкспонированным правильно, а не пересвеченным надо внести коррекцию в минус для обоих слоев. Это же справедливо, если вы делаете три, четыре и более экспозиций на один кадр.


Надеемся, что наши советы по мультиэкспозиции в фотографии будут вам полезны и подтолкнут к новым творческим достижениям.