Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Обзор Pentax K-1, Pentax SMC DFA 100mm f/2.8 Macro WR

На заре своего увлечения фотографией, читая многочисленные статья и обзоры о фототехнике, я думал: «как же это классно работать, получать зарплату за то, что ты тестируешь и разбираешься в работе любимых вещей»… И вот спустя много лет, на меня вышли представители компании Пентар с предложением провести тест и написать обзор объектива Pentax D FA 100mm f/2.8 WR в связке с камерой Pentax K-1. В первое мгновение я обрадовался, а дальше начались сложности – я же не журналист, я не знаю, как правильно писать обзор о фототехнике, чтобы он был интересным и познавательным. А про макрообъективы так и вообще информации на просторах интернета раз-два и обчелся. Вот только теперь я начал понимать журналистов и экспертов по фототехнике, на сколько это сложно провести грамотное сравнение или тестирование оптики или камеры, а потом еще и написать про это…

Но, как говориться в русской пословице: «назвался груздем — полезай в кузов». Поэтому, как заведено у нас на Руси, начинать плясать лучше от печки, а потому кратко расскажу о том комплекте оборудования, что мне достался на тест: фотокамера Pentax K-1, а в придачу к ней пара объективов: Pentax SMC DFA 100mm f/2.8 Macro WR и Pentax SMC FA 77mm f/1.7 Limited.

Pentax K-1 – флагманская зеркальная камера, первая камера с полноформатной матрицей от компании Pentax.

Характеристики камеры:

  • Полнокадровая матрица (35.9 x 24.0 мм), сенсор 36,4 мегапикселя
  • Прочный компактный влаго-пыленепроницаемый корпус
  • Встроенный 5-ти осевой стабилизатор изображения Shake Reduction
  • Инновационная функция съемки со сверхвысоким разрешением Pixels Shift Resolution
  • Уникальный оптико-механический сглаживающий фильтр
  • Максимальная чувствительность ISO 204800
  • Откидывающийся и поворотный дисплей
  • Встроенные модули GPS и Wi-Fi

Объектив SMC DFA 100mm f/2.8 Macro WR – не новый, выпускается с 2009г., когда о полном кадре пентаксисты еще только мечтали. Однако это не помешало ему органично вписаться в линейку оптики для полнокадровых камер и составить достойную конкуренцию производителям других систем.

Технические характеристики объектива:

  • Серия – D-FA
  • Фокусное расстояние – 100 мм
  • Максимальное значение диафрагмы – 2,8
  • Минимальное значение диафрагмы – 32
  • Количество лепестков диафрагмы – 8
  • Угол обзора – 24,5° (для камеры с размером кадра 36 х 24 мм)
  • Конструкция – 9 элементов в 8 группах
  • Минимальная дистанция фокусировки – 0,303 м
  • Увеличение – 1.00x
  • Размер фильтра – 49 мм
  • Байонет – KAF
  • Вес – 340 г
  • Размеры (Длина х Диаметр) – 80,5 x 65 мм
  • Защитное покрытие передней линзы Super Protect
  • Оригинальная система Quick-Shift Focus.

Первое на что сразу же обращаешь внимание, когда берешь в руки камеру и объектив от Пентакс – они же игрушечные!  Камера явно меньше по габаритам, чем аналоги от других производителей. Но при этом вес камеры явно дает понять, что это не игрушка, а серьезный аппарат для серьезной работы.

Так же эта особенность может быть полезна во время уличных съемок или путешествий – на камеру меньше обращают внимания, а в багаже она не займет много места.

Единственным, на мой взгляд, минусом объектива 100мм Макро от Pentax можно считать, так называемый «хобот», выезжающий при фокусировке:

Об этой особенности стоит помнить всем любителям съемки живой природы, в частности насекомых. Потому как при промахе фокуса, выехавший не вовремя «хобот» может и спугнуть «модель». Благо такие промахи очень редки!

Некоторое время назад фотолюбители жаловались на работу автофокуса камер. К счастью, компании Pentax в камере К-1 эту проблему удалось решить. За все время теста автофокус всего в паре-тройке случаев гонял объектив из конца в конец. Даже в ситуации с низкоконтрастным объектом съемки при слабой освещенности связка К-1 + 100мм ведет себя очень достойно, и позволяет получить отличный результат.

Я не отношу себя к тем фотографам, которые сравнивают досконально технические характеристики, и с пеной у рта будут спорить и обсуждать особенности фокусировки, правильность боке, количество линий в 1мм или коэффициенты падения резкости по углам. На мой личный взгляд, интереснее сравнить фотографии, полученные с помощью этого объектива, оценить удобство пользования им в реальной жизни, при реальной съемке, а не в тестовой лаборатории. Исходя из этого, я и буду описывать свои впечатления. Разумеется, они не являются истиной в последней инстанции. Другие фотографы могут получить результат отличный от моего, тем интереснее будет увидеть их фотографии и сравнить с моими.

Я начну свой обзор со съемок в домашних условиях. В качестве первой жертвы модели я выбрал домашнюю питомицу, кошку по имени Санта:

1/100с, f/2.8, ISO 800, +0.7EV

 

Как можно заметить по изображению, даже такая маленькая ГРИП на открытой диафрагме позволяет с легкостью выделить на фотографии именно нужную часть, уведя все второстепенные детали в зону нерезкости. И при этом обеспечивается очень хорошая резкость в зоне фокусировки. Шумы на удивление оказались на столько малозаметными, что вполне позволяют получить качественный результат даже на ISO3200!

 

Следующим этапом испытаний стала съемка портрета в домашних условиях, при естественном освещении от окна:

1/100с, f/2.8, ISO 100, +1.3EV

 

100% crop

 

Вот тут сказывается, что объектив является полноценным «макриком». Излишняя резкость и детализация на женских портретах скорее является недостатком, но ее всегда можно компенсировать в графическом редакторе. А вот при недостатке этой резкости, взять ее будет неоткуда… Баланс белого, в данном случае, был очень сильно смещен в сторону красно-пурпурных оттенков (интересно почему?), отчего его пришлось корректировать в ручном режиме.

 

После съемки портретов я перешел к съемке предметов в домашних условиях. Многие стоковые фотографы начинали свой путь в профессиональную фотографию именно с таким набором фототехники. Быстро найти подходящий предмет для съемки помог шкаф с парфюмерией супруги:

1/80с, f/2.8, ISO 800, +0.5EV

 

Опять немного смещенный баланс белого от реальной картинки, который, впрочем, легко поддается коррекции в фоторедакторе, заставляет задуматься, чтобы впредь его выставлять заранее или использовать во время съемки серую карту. Иначе при последующем просмотре отснятого материала, могут возникнуть разного рода сюрпризы. Мне сейчас сложно сказать это вина конкретного объектива и конкретной камеры, или это фича внутреннего программного обеспечения камеры. За столь короткое время определить источник такого разбаланса ББ – достаточно сложно. Требуется дополнительное время и различные варианты ПО и объективов для корректного определения источника данных ошибок. Но по большому счету, этот недостаток очень легко компенсируется при съемке в RAW и последующей цветокоррекции, даже при минимальном владении программами обработки. В остальном очень достойный результат – хорошая резкость, мягкое размытие фона, плавный переход в зону нерезкости – это именно те свойства, которые и требуются от фотографии для съемки предметки и натюрмортов.

Следующим этапом тестирования была прогулка на детской площадке рядом с домом:

1/160с, f/4, ISO 400, +0.3EV

1/160с, f/4, ISO 400, +0.3EV

1/160с, f/4, ISO 400

 

 

1/160с, f/3.5, ISO 400, +0.5EV

 

Даже такой подвижный объект, как маленький ребенок, вечно куда-то бегающий, лазающий и спешаший, для тандема 100мм объектива и К-1 не стал серьезной проблемой – скорости автофокуса хватает, как в следящем режиме, так и в одиночном. На открытой диафрагме ребенок не успевает выпасть из зоны ГРИП. Причем не важно двигается он на камеру или паралельно камере. Я понимаю, что дети – это не спортивные машины и не спортсмены-профессионалы, передвигающиеся на высоких скоростях, но и их снимают другими объективами и в других условиях. Честно признаться, я был приятно удивлен цепкостью автофокуса и стабильностью полученного результата на фотографиях. На моей предыдущей камере от компании Pentax промахи фокуса в таких же ситуациях у меня случались гораздо чаще.

 

Отсняв детей, я решил понаблюдать и поснимать оставшуюся поздней осенью городскую живность. Первыми, и как выяснилось потом единственными, моделями в тот день были воробьи:

1/160с, f/3.5, ISO 400, +0.3EV

 

1/160с, f/3.5, ISO 400, +0.3EV

 

1/160с, f/2.8, ISO 200, +0.5EV

 

100% crop

 

Конечно очень жалко, что такой замечательный комплект фототехники мне достался поздней осенью. По весне гораздо больше было бы возможностей для проведения тестов и съемки в живой природе. Но, уж что имеем. Поэтому после воробьев я не нашел ничего интереснее в округе, чем листва, как опавшая, так и не очень. К моему великому удивлению, среди полностью опавших деревьев нашлось несколько растений с еще зеленой листвой, и даже с молодыми побегами:

1/40с, f/4, ISO 100

 

1/160с, f/3.5, ISO 400, +0.7EV

 

1/160с, f/2.8, ISO 200, +0.5EV

 

100% crop

 

Даже в таких непростых условиях с наличием ветра и низкой освещенностью, матричная стабилизация позволяет снимать на казалось бы не прилично длинных выдержках с рук! Объектив с фокусным расстоянием 100мм, на выдержке 1/40сек – и резкий кадр! Надо в следующий раз будет попробовать макрообъектив конкурента со стабилизацией в самом объективе даст такой же результат?

1/160с, f/4, ISO 100, +0.7EV

 

1/160с, f/4, ISO 100

 

1/40с, f/4, ISO 100

 

В обзорах и на тестах Pentax K-1 очень много написано про откидывающийся дисплей, позволяющий делать фотографии с непривычных ракурсов – я не мог не воспользоваться такой возможностью, учитывая, что моя камера этого не позволяет:

1/160с, f/2.8, ISO 200, +0.3EV

 

1/160с, f/2.8, ISO 200, +0.3EV

 

Так как я сам себя причлисляю больше к студийным фотографам, то без теста Pentax K-1 + 100/2.8 Macro в студийных условиях я не мог обойтись:

1/160с, f/11, ISO 100, +0.3EV

1/160с, f/9, ISO 100, +0.7EV

Тут в принципе все закономерно, на прикрытых диафрагмах резкость изумительная, фокусировка – четкая и в нужном месте, детали в тенях тянутся свободно до двух ступеней, в светах тоже можно детализацию вытянуть, но в меньших пределах – порядка ступени. Единственным минусом стала, как я уже упоминал выше, нестабильность автоматического баланса белого – легко исправляемая в графическом редакторе. Об этой особенности стоит помнить всем пользователям указанного комплекта фотокамеры и объектива.

Что я могу сказать по итогу этого короткого тестирования, камера у Pentax получилась отменная, я рад за всех пентакс-пользователей, что и у них наконец теперь есть достойный представитель фул-фрейм класса! Очень долго они его ждали, и вот теперь они смогут в полной мере оценить все приемущества полного кадра! Объектив не уронил лица в сравнении с аналогами, поддержал высокий уровень качества фототехники Pentax и стал достойным экземпляром в линейке объективов прославленной японской фирмы!

Стал бы рекомендовать эту камеру и указанный объектив?! Однозначно да! Это будет очень выгодное, а главное полезное приобретение! Аналогичный комплект от конкурентов стоит в полтора раза дороже! А результат будет сопоставимым! Вернулся бы я снова на Pentax?! На фул-фрейм, скорее всего нет – уж очень много оборудования у меня в арсенале, аналогов которого у Pentax нет, и в ближайшее время не предвидиться. А вот в сторону среднего формата – я поглядываю с серьезным интересом! Но это уже будет разговор на другую тему.

Спасибо всем кто осилил данный «эпос» и представителям компании Ricoh Imaging за предоставленный на тест комплект оборудования.

 

Текст и фото Алексей Марышев

 

В начало