Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Уильям Кляйн: 10 уроков по стрит-фотографии

Уильям Кляйн - один из самых интересных и неоднозначных фотографов всей истории стрит-фотографии. Основное правило его жизни и творчества: плевать, что обо мне думают. Он делал всё по-своему, в том числе восставал против правил классисекой (традиционной) фотографии. И особенно бунтовал против Анри Картье-Брессона с его "законами" уличной фотографии.

"Карлик и спиртные напитки", 1955.

 

  1. Подходите ближе. Ещё ближе.

Уильям Кляйн постоянно экспериментировал с разными фокусными расстояниями, но знаменитым стал благодаря свои работам, сделанным на широкоугольный объектив. Он подходил к людям очень, очень близко, порой поднося камеру прямо к лицу. В своей книге "Уильям Кляйн: Крупный план" он писал:

"Я фотографирую то, что вижу перед собой. Чтобы лучше рассмотреть, я подхожу как можно ближе, а чтобы охватить как можно больше пространства, использую широкоугольный объектив"

Нью-Йорк, 1955

Когда смотришь на фотографии Уильяма Кляйна, кажется, что ты сам оказался внутри этой истории. Ты участвуешь в сцене, а не смотришь на неё со стороны. В его фотографиях так много людей и других объектов, что хочется разглядывать каждую деталь, а не только одного главного героя. Кляйн не боялся искажений и других артефактов, которые проявляются при съёмке на широкоугольный объектив и которых боятся большинство фотографов.

В одном из интервью Уильям Кляйн рассказал, почему он предпочитает широкоугольные объективы 21-28 мм, в отличие от брессоновской классики 50 мм:

"Вас это правда интересует? Я не создаю искажения намеренно. Мне нужен широкий угол, чтобы охватить больше пространства в кадре. Взять, например, первомайскую демонстрацию в Москве. С объективом 50 мм мне бы пришлось выбирать, что фотографировать: или парад, или людей на тротуаре, а в итоге в кадр попала бы только пожилая женщина, которая у меня в центре кадра. Я же хотел охватить всю группу: там и татарин, и армянин, и украинцы с русскими. Это как отражение целой империи вокруг одной пожилой женщины, которая идёт по тротуару в стороне от парада"

"Фотографируя, я позволяю себе (камере) ошибаться, рискую, изучаю границы возможностей плёнки и фотобумаги, пробую разные способы печати, экспериментирую с экспозицией, композицией и доверяю случайностям. Всё это оказывает влияние на конечное изображение, и оно может быть любым. Хорошая фотография, плохая фотография - какая разница"

 

Вывод: Если вы хотите создать иллюзию погружения в вашу фотографию- не берите телевик. Попробуйте использовать широкоугольный объектив (35 мм и шире) и подходите вплотную к вашим героям. Общайтесь с людьми, слушайте о чём они говорят и используйте "закон большого пальца" - подходите к человеку настолько близко, что можно разглядеть его цвет глаз. И перестаньте фокусироваться на одном-единственном объекте, вводите в кадр как можно больше людей и сюжетов. И обратите внимание, что лучшие кадры Кляйна сделаны в горизонтальном формате - так появляется возможность включить в кадр больше объектов.

 

  1. Ведите "дневник фотографа"

"Атомное небо", Нью-Йорк, 1955

 

Когда Уильям Кляйн только начал фотографировать на улицах Нью-Йорка в 1954, он не особо заморачивался. Он не учился фотографии, а просто снимал то, что его интересовало. В своей книге он писал:

"До издания книги о Нью-Йорке я был художником. Вернувшись в город после шестилетнего отсутствия, я решил вести фотографический дневник. Фактически это был мой первый фотоальбом. Я не проходил никаких курсов, а просто решил, пусть всё идёт своим чередом"

Зачастую фотографы думают, что должны создавать только серьёзные работы или фотопроекты. Это, несомненно, важно, но постоянно относиться к своим работам со всей серьёзностью, порой только вредит творчеству.

 

Вывод: Создавая собственный фотодневник, вы можете запечатлеть интересные моменты повседневной жизни через уличную фотографию. Если вы в подавленном настроении, скорей всего, вы будете видеть то же самое на улицах. Фотографируя через собственное состояние, в ваших работах будет присутствовать душа и уникальность. Подход Уильяма Кляйна выявляет значимость непрофессионального взгляда в фотографии.

Термин "любительский" зачастую используется в негативном ключе. Но истинный смысл этого слова - что человек делает это по любви, а не только ради денег и славы. Не важно, сколько и чему вы учились, просто выходите на улицу и фотографируйте. Не пытайтесь загрузить свою голову теоретическими знаниями: фотографируйте так, как чувствуете.

 

  1. Идите против правил

Когда Кляйн начал фотографировать на улице в 50-х, в профессиональной фотографии было множество табу. В их число входила зернистость, высокий контраст, размытие и случайные кадры. Но Кляйн использовал эти дефекты как преимущество. Его фотографии не были идеальными и стерильно чистыми. Но при этом они были полными жизни и с ноткой бунтарства.

"Танцы в Бруклине", Нью-Йорк, 1955.

Это сейчас мы понимаем, насколько гениален был взгляд и подход к фотографии Уильяма Кляйна. Его современники видели в нём лишь странного фотографа, не понимали его уникальности и даже ненавидели. В 1990 году он рассказывал про свою первую книгу о Нью-Йорке, изданную в 1956 году:

"Эта книга не соответствовала никаким стандартам фотографии 30 лет назад. Это было не модно тогда, это не модно и сейчас."

В 1981 году он рассказывал в интервью о том, что издатели не воспринимали его работы всерьёз:

«В 50-х я не мог найти никого, кто взялся бы издавать мои фотографии Нью-Йорка. Все, кому я их показывал, отвечали: "Это не Нью-Йорк. Тут слишком убого и грязно". Они говорили: "Это не фотография, это дер*мо"»

 

Вывод: Стоит поучиться у Уильяма Кляйна не обращать внимание на тех, кто оценивает ваши работы, в первую очередь оценивает негативно. Он был верен себе и выступал против стандартов. Он знал, что его фотография не для широких масс, но это было не важно. В книге "Уильям Кляйн: Крупный план" в 1990 г. он писал, что никогда не был модным или популярным фотографом.

 

  1. Обратитесь к этнографии

Вот что написано в Википедии про этнографию:

"Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру"

"Уличные танцовщики", Токио, 1961

 

Как это связано с работами Уильяма Кляйна? Он сам писал в книге "Жизнь хороша и хороша в Нью Йорке":

"Мои Фотографии - это пародия на этнографию. Можете считать меня псевдо-этнографом в поиске самых прямых доказательств, самого свежего взгляда, нулевого меридиана в фотографии. Я показываю Нью-Йоркцев так же, как в национальном музее показывают народ Кикую"

Несмотря на то, что Кляйн называет себя псевдо-этнографом, его работы, несомненно, открывают нам мир реальной культуры Нью-Йорка 50-х.  Что он нашёл в этих людях? По его словам, это был "чёрный юмор, абсурд и паника".

Да, его работы - это не романтичные фотографии Картье-Брессона. В работах Кляйна Нью-Йорк выглядит грязно, грубо и вульгарно. Он показывал ту сторону Нью-Йорка, которую жители предпочитали не замечать и не афишировать. Кляйн освещал тёмную сторону города, документировал своими фотографиями манипуляции СМИ и уличную грязь.

 

Вывод: Старайтесь делать не просто красивые картинки, а отражать внутреннюю сторону и душу города. Как этнограф, старайтесь показать культуру и быт людей, которых вы фотографируете.

 

  1. Определите свою цель

Рим, 1956

 

Когда Уильям Кляйн начала вести свой фотодневник, он ещё не планировал создавать целую книгу о Нью-Йорке и других городах. Также он писал, что не фанат идеи носить камеру всегда с собой. При этом он всегда много и увлеченно фотографировал, когда работал над каким-то проектом.

"Я не хожу просто так с камерой и никогда так не делал. Я фотографирую залпом, когда работаю над книгой или фотопроектом. Примерно так же, как люди, которые берут с собой фотоаппарат, только когда идут на день рождения или рождественский ужин. Каждый раз на очередных съёмках я чувствовал себя новичком и приходилось заново осваивать камеру, но это происходило очень быстро, как кататься на велосипеде" - Уильям Кляйн (1990)

Интересно, что Кляйн не проводил большую часть жизни, фотографируя на улицах. Но при этом он довольно быстро заканчивал работать над книгой. Джон Халперн писал в монографии "Апертура" в 1981 году:

"Кляйн жил в самопроизвольном заточении/забвении в Париже. Казалось, он делал из своей карьеры анти-карьеру. Все свои работы от ранних картин до поздних политических фильмов он откладывал, чтобы затем посмотреть свежим взглядом."

Он издал 4 книги, которые сформировали его узнаваемость как фотографа. На создание фотографий для каждой из них он тратил не больше 3-х месяцев и затем более полугода на редактуру и вёрстку. Для своих книг Кляйн сам создавал дизайн, вёрстку, обложку и тексты. Но в общей сложности он фотографировал не более 4-х лет."

 

Вывод: Всё-таки это неплохая практика - всегда носить с собой камеру, потому что интересные сюжеты возникают постоянно. Некоторые из лучших фотографий сделаны в очень неожиданных местах: например, в супермаркете или аэропорту. Но подход Кляйна тоже вызывает уважение: проводить короткие съёмки в усиленном режиме специально.

Уму не постижимо, как ему удавалось провести съёмку для целой книги о Нью-Йорке, Риме, Париже и Москве всего за 3 месяца. У большинства фотографов на создание книги уходят годы и десятилетия. Возможно, это потому, что он не возился долго, а работал очень сфокусированно. Выходил на улицу и снимал без стеснения.

Поскольку его съёмки были прицельные, он создавал сильные и запоминающиеся фотографии. Если у вас нет времени на длительные съёмки, не переживайте. Чему мы можем поучиться у Кляйна, так это тому, что важно качество, а не количество часов, проведённых на улице.

 

  1. Получайте удовольствие

Удовольствие от процесса - это двигатель фотографии, особенно уличной фотографии. Каждый выход на улицу дарит чувство лёгкости и беззаботности, как в детстве. Стрит-фотография даёт возможность исследовать, знакомиться с людьми и просто наслаждаться моментом. Что было стимулом для Кляйна, когда он начал фотографировать? Он сам рассказывал о том наслаждении, которое получал в процессе съёмки на улице:

"Я фотографировал просто для себя, чувствуя лёгкость и свободу. Фотография была для меня удовольствием. Меня завораживала мысль о том, как я увижу получившиеся снимки на следующий день. Я ничего не знал о фотографии, но я обожал свою камеру."

"Мальчик и девочка", Нью-Йорк, 1955

 

Вот как он описывал свой восторг в процессе уличной съёмки:

"Фотограф должен любить свою камеру и то, что она делает, как художник должен любить кисти и краски. Любить, как она лежит в руке и какие появляются эмоции при этом."

"Когда я смотрю на свои плёнки, сердце начинает быстрее биться. Весь в предвкушении, получилось или нет. Иногда я снимаю безо всякой цели - врываюсь в толпу, щёлкая затвором. Мне импонирует мысль, что в жизни есть место удаче и счастливому случаю. Но бывают и дни, когда я готовлюсь и продумываю композицию, и только после этого жду подходящий момент."

"Сначала выбираешь место с нужным светом и перспективой, а потом ждёшь удачный момент. Это похоже на бойца, который двигается вокруг соперника и наносит точечный удар туда, где противник открылся. Точно в цель. Это просто фантастические ощущения."

 

Вывод: Получайте удовольствие от съёмки на улицах. Когда вам надоедает один вид съёмки, попробуйте остановиться и заняться чем-то другим. Снимайте только в ч/б, затем переходите на цвет. Новый вид съёмки требует новых творческих решений.

Занимайтесь именно тем видом фотографии, который интересен вам, независимо от трендов и популярных проектов других фотографов. Не забывайте - то, что интересно другим, может быть совершенно не интересно для вас.

 

  1. Общайтесь с людьми, которых снимаете 

Несмотря на то, что уличная фотография обычно ассоциируется со спонтанностью, многие шедевры были сделаны в тот момент, когда люди позировали фотографу или как-то с ним взаимодействовали. Например, знаменитая фотография Кляйна "Мальчик с пистолетом": выхваченный момент был спонтанным, но такое выражение лица спровоцировал сам Уильям Кляйн. Он увидел ребёнка с оружием и сказал: покажи жёсткость/силу. И тогда мальчик с брутальным выражением лица направил пистолет на фотографа, а Кляйн сделал кадр.

Если посмотреть на плёнку, то вы увидите на следующем кадре того же мальчика, с улыбкой позирующим со своими друзьями. Как Уильям Кляйн общался со своими моделями на улице? Они могли подозревать, что их снимают, но не были уверены на 100%.

«Они не всегда знали, что я снимаю именно их. Может быть, меня привлекло что-то у них спиной: плакаты, машины, мусор. Я мог сказать: "Держи! Не шевелись! Смотри туда!" Люди спрашивали: "Зачем?". А я отвечал: "для новостей". "Новости? Вау! Ну на фиг!", - но меня это уже не волновало!»

Плёнка с кадром "Пистолет 1" и следующим кадром, где мальчик уже улыбается.

 

Разве это не означает, что Кляйн был манипулятором? Он сам на это ответил в интервью:

"Не всегда. Знаете, я не настолько жестокий. Думаю, иногда можно провоцировать людей, чтобы они позировали или сыграли нужную мне роль. Почему бы нет? Люди веками позировали для портретов. Во времена моего детства, если мальчик из определённых слоёв населения заметил ваш взгляд, он бы спросил: "Эй, куда ты уставился?" Можно было ответить: "На тебя" или "Не на тебя", а он бы спросил: "Почему?" - в любом случае ты уже был в опасности".

Также Кляйн рассказывал о случаях, когда навести камеру на незнакомого человека вызывало напряжение, а в других случаях наоборот, доверие:

"В диких пригородах Нью-Йорка иногда лучше вообще ни на кого не смотреть. Если ты направил камеру на незнакомца, ты нарушаешь традицию не вовлекаться в события на улице. Тем не менее, в некоторых случаях камера стирает эту границу. Так тоже можно."

Уильям Кляйн знал, что фотографируя незнакомцев, можно спровоцировать конфликт. Но многие люди всё-таки любят, когда их фотографируют.

"С другой стороны, может случиться и нехорошее - провокация или угроза жизни. Но чаще людям льстило, когда я их фотографирую. Если я и манипулировал, думаю, они были не против. В любом случае, когда люди начинают дурачиться, как итальянцы позировали мне в Римском стиле, это определённо стоящая фотография. Люди показывают себя настоящих."

Пистолет 2, Нью-Йорк, 1955. Фото Уильяма Кляйна.

 

Но если фотограф и провоцирует человека, о чём это говорит, кроме полученного в результате фото? Кляйн считает, что реакция людей говорит не столько о фотографе, сколько о них самих:

"Вместо того, чтобы снимать незаметно, они показываются такими, какими хотят, чтобы их видели. Когда снимаешь исподтишка, люди предстают с неоднозначным выражением лица, нахмуренные или в размышлениях о предстоящем дне. Иногда даже с ничего не выражающими лицами. Почему бы не дать им возможность показать себя, своё отношение к жизни, окружающим людям и фотографу? Оба варианта для меня одинаково значимы"

Кляйн рассказывает, как его манипуляции приводили к неожиданному результату:

" Иногда люди делали то, что я не мог даже представить, не то что запланировать. Мать приставляет игрушечный пистолет к виску ребенка. Может, я об этом попросил, я уже не помню. Может и так. Но в этот момент она очень нежно держит руку малыша в своей. То, как человек реагирует на камеру, может произвести неожиданный эффект. Почему бы не представить, что камеры вообще нет? А почему бы в таком случае её не использовать? Люди могут открыть в себе нежность или агрессию, безумие или очарование. В любом случае, они показывают себя. Это как автопортрет"

 

Вывод: Множество стрит-фотографов выступают решительно против того, чтобы контактировать с людьми, которых они фотографируют. Но контакт с людьми не так уж плох сам по себе. Некоторые общаются с людьми, когда фотографирую. Иногда сначала разговаривают, а потом спрашивают, можно ли их сфотографировать. В каких-то случаях даже просто просят позировать определенным образом: затянуть сигарету, посмотреть в определённое место или прямо в объектив, улыбнуться или не улыбаться.

Попробуйте взять пример с Кляйна и плпросите "сделать брутальный вид" обычного человека на улице. Взгляд, которым вас могут одарить, может быть намного красноречивей того, который вы могли попытаться срежиссировать. Не думайте, что абсолютно все фотографии должны быть спонтанными. Зачастую бывает так, что кадры, где люди позируют, оказываются более удачными, чем когда герои фотографии не замечают фотографа. 

 

  1. Не беспокойтесь из-за камеры

"Мопед и красный свет", Рим, 1956

Фотографы могут казаться кучкой техно-гиков. Мы просиживаем часы на фотофорумах, заморачиваемся по поводу резкости, боке и других параметров объективов. Мы часами можем обсуждать идеальную камеру для стрит-фотографии. И после всех этих заморочек не остаётся времени на съёмку. Как Кляйн относился к обсуждению техники? Он об этом не разговаривал, он выходил фотографировать.

"Правильные фильтры, правильная плёнка, правильная экспозиция - это всё меня не интересует. Я начинал с одной простой камеры. Она была куплена с рук, с двумя линзами и без фильтра. Ничего сверхъестественного. Что меня реально интересовало - это получить что-то на плёнку, вставить в увеличитель и напечатать фотографии. Я очень торопился. Я знал, что как только привыкну к Нью-Йорку, его магия развеется. "

 

Вывод: Все мы тоже очень переживалли/ем из-за оборудование. Смотрим обзоры, читаем статьи, часто засиживаемся на форумах. Как и тысячи других фотографов, мы грязнем в обсуждении несущественных параметров и сравнении резкости разных объективов. Изучаем рисунок боке и качество снимков на высоких ISO.

К чему это приводит? В первую очередь, к унынию, что мы не можем себе позволить премиум-объективы, полнокадровые камеры и проч. Это демотивирует. Мы не можем заставить себя выйти на съёмку. Кажется, что из-за вашенй камеры никогда не будет хороших снимков. Но стоимость оборудования не так уж влияет на качество фотографии.

Только подумайте, Анри Картье-Брессон делал свои шедевры ещё в 20-х годах на простенькую камеру и плёнку со светочувствительностью 25. А сейчас мы жалуемся, когда на ISO 1600 появляются шумы. В конце концов, мы когда-нибудь последуем заветам Кляйна и перестанем заморачиваться над техникой. Самое главное - это выходить на улицу и фотографировать!

 

  1. Не переживайте по поводу настроек

Большинство фотографов слишком зацикливаются на правильных настройках. Им нужен идеальный объектив для каждой ситуации, идеальная выдержка и диафрагма, и уж тем более идеальная композиция. Уильям Кляйн был мастер экспериментов, особенно что касалось технических деталей. Как он сам говорил:

"Мне всегда нравилась любительская сторона фотографии, автоматические настройки, внезапные моменты, безумная композиция, обрезанные головы и подобное"

Кляйн также экспериментировал с контрастом, размытостью, зернистостью, проводил разные манипуляции с негативами. Вот что он говорил о своей книге "Нью-Йорк":

«Книга "Нью-Йорк" была для меня своего рода визуальным дневником или персональной газетой. Я будто бы создавал новостную ленту. Я не хотел ориентироваться на слишком поэтичных европейских фотографов. Нью-Йорк, дети, грязь, безумие - мне нужен был собственный стиль, чтобы грамотно это отразить. Поэтому я экспериментировал при съёмке и проявке с качеством, зернистостью, контрастом, чёрным цветом, обрезкой, размытием. Ни одна чистая техника фотографии не годится для Нью-Йорка. Я мог представить мои фотографии валяющимися в сточной канаве рядом с газетой Нью-Йорк Дейли.»

"Магазин сладостей", Нью-Йорк, 1955

На одной из своих знаменитых фотографий, где мальчик сидит у стены в шахматную плитку, он повернул зум в момент срабатывания затвора, чтобы создать эффект движения. В то время эта техника съёмки ещё не была популярна. Кляйн часто использовал длинную выдержку, чтобы создать размытие или показать движение. Это была игра против правил, когда формальными критериями качества фотографии были резкость и точная фокусировка. Он рассказал, почему использовал размытие:

"Если присмотреться к реальной жизни, в ней всегда есть неясность. Взмахните рукой. Нечёткие контуры - это часть жизни"

Он не был технически правильным фотографом и даже не пытался им стать. Напротив, он старался намеренно создавал дефекты вместо использования правильной техники:

«Я всегда делал не то, чему меня учили. Практически не имея никаких технических навыков, я стал фотографом. Взяв в руки камеру, я делаю всё возможное, чтобы её сломать. Для меня "создать фотографию" значит "сделать анти-фотографию."»

Вывод: Фотография не обязана быть технически идеальной. Пробуйте разные подходы к тому, что и как вы фотографируете, а затем что вы делаете при пост-обработке.  Создавайте свои правила фотографии. Таким образом Кляйн сделал себе имя. Возможно, это приведёт к успеху и вас.

 

  1. Высказывайте своё мнение

Стрит-фотограф это не репортажник или документалист. Наши фотографии не претендуют на объективную реальность (объективность). Мы снимаем собственную реальность такой, как мы её видим. Я думаю, что работа фотографа в том и заключается, чтобы показать собственное видение. Попытки показать "объективно" только делают фотографию скучной. Фотографии Кляйна были далеки от объективности. Он путешествовал и снимал в каждом месте так, как он это видел.

Вот что он писал о своём подходе к фотографии в Нью-Йорке:

"Я брал на себя ответственность за тех, кого фотографирую в Нью-Йорке. Я чувствовал, что (близко) знаком с людьми и знал, как они относятся друг к другу. Я был знаком с улицами, домами, со всем городом. И я старался передать дух этого города. Я просто фотографирую, как я это вижу, и использую камеру как оружие"

Но когда он отправился в Токио, он совсем по-другому там снимал / подходил к фотографии/к процессу:

"В Токио камера была для меня маскировкой. Я не имел ни малейшего представления, что происходит. Я не пытался их судить. Будучи чужаком, я часто чувствовал себя некомфортно. Вы когда нибудь присутствовали на официальном ужине в Японии, где вынуждены сидеть на коленях в течение 4 часов? В Нью-Йорке такого, конечно же, не было"

"Клуб Аллегро Фортиссимо" ("Клуб Allegro Fortissimo"), Париж, 1990

 

Уильям Кляйн рассказывал, что он думал о вмешательстве фотографа:

"Я был вовлечён. По мнению Картье-Брессона я не должен был вмешиваться и выражать своё мнение, но я не думаю, что это возможно. Да и зачем? Я любил и ненавидел Нью-Йорк, почему я должен это скрывать?"

Картье-Брессон считался полубогом в мире фотографии и устанавливал свои правила. Но Кляйн противостоял формальным стандартам и оставался верен себе. Вот что он говорил про Картье-Брессона:

"Мне нравились фотографии Картье-Брессона, но не нравились его правила. Я поступал наоборот. По его мнению, фотография должна быть объективной. Но я считаю, что это ерунда. Не существует фотографа, который начнёт всё с чистого листа во имя объективности"

Кляйн также выразил своё мнение по поводу субъективного взгляда фотографа:

"Как фотография может быть безучастной? Картье-Брессон выбирает, что именно фотографировать, какую фотографию выбрать для печати. Каждой своей фотографией он делает заявление. Ежедневно выбирает и принимает решение. Я думаю, если уж ты так поступаешь, покажи это"

Уильям Кляйн рассказывал о фотографах с предубеждениями и что камера добавляет к их предубеждениям:

"Я думаю, такие люди не дают себе возможность самовыражения. Это предубеждения. Камера отображает течение времени, даже если она фиксирует всего мгновение. Почему бы нет? Кроме того, если внимательно посмотреть на жизнь, вы увидите нечёткие края. Взмахните рукой. Неясность - это часть жизни. Так почему фотография должна быть зеркальной гладью?"

"Большинство приемов, которые я использовал в фотографии, сегодня считаются приемлемыми, за исключением, возможно, использования широкоугольного объектива. Мне он казался более естественным, чем 50 мм. Я называю это навязыванием ограниченного видения. Но объектив не может быть нормальным или правильным. В реальной жизни мы смотрим двумя глазами, а у камеры только один. Независимо от используемого объектива, любая фотография - это искажение того, что мы видим на самом деле"

 

Вывод: Уильям Кляйн очень открыто выражал своё мнение в фотографиях, особенно в уличной фотографии. Он верил в то, что фотограф должен показать своё отношение к миру.

Фотография не только не может быть объективной (даже если очень постараться), но и обязана быть субъективной. Фотограф принимает осознанное решение, что снимать, а что не стоит, делать фотографию цветной или чёрно-белой, на телевик или широкоугольник.

Всё это уже субъективное восприятие реальности. Стрит-фотографы, а не документалисты на войне. Стрит-фотография не должна приравниваться к документальной и репортажной. Прелесть уличной фотография в том, что мы создаём её для себя, а не для других. Надо этому радоваться. Мы показываем реальную жизнь, и делаем это субъективно и даже немного интимно.

 

Заключение

 

Кляйн был одним из главных бунтарей в истории стрит-фотографии. Он сознательно нарушал общепринятые правила, тщательно выверенную композицию, использовал широкоугольную оптику, размазывал движение, приближался и контактировал с людьми, делал фотографии излишне контрастными и зернистыми и много что ещё.

Многие, кто знаком с работами Картье-Брессона, ни разу не слышали о Кляйне.

Изучая творчество Уильяма Кляйна, можно многому научиться. Всё изложенное в этой статье - уроки, которые можно извлечь из истории его жизни и фотографий.

Выходите на улицу, фотографируйте и получайте удовольствие. Нарушайте правила! Найдите тот стиль фотографии, который вам по душе. А если кто-то скажет, что это не стрит фотография, забудьте и продолжайте снимать.

 

В начало