Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Новый зум-объектив PENTAX DA 16-85mm

Арсен Алабердов о новом объективе HD PENTAX DA 16-85mm f/3.5-5.6 ED DC WR.

на фото автор статьи - Арсен Алабердов - с камерой Pentax K-5, объективом 10-17 fish-eye

Мы живём в мире штампов и стереотипов. И зачастую следуем им, даже не задумываясь в их смысле и целесообразности. Так должно быть, потому что должно быть так. И как здорово, что инженеры Pentax очень часто любят эти самые стереотипы ломать. Идти так сказать против течения. Говорите, хороший широкоугольник должен быть большим и тяжёлым? На-те вам 15-й лим! Говорите, зеркальная фотокамера должна быть только чёрного цвета? Получите-ка высококлассные зеркалки всех цветов радуги! И надо сказать, меня эти нестандартные решения очень радовали... Но даже меня немного, скажем так, взволновало очередное изделие Pentax, явно не вписывающееся в стройные и строгие правила объективостроения. И правило это (условно, конечно) звучит примерно так – качественный штатный зум должен иметь постоянную светосилу по всему диапазону ФР. F/2.8... Ну на худой конец f/4 – но даже на такую оптику уже обычно смотрят искоса, вроде можно взять, если средств на лучшее не хватает. Ну а что можно сказать про объектив с переменной светосилой? Нет – это даже не f/2.8-4.0. А, страшно сказать, f/3.5-5.6… Уверен, сто из ста фотографов сказали бы, что это простенький китовый объектив. И надо сказать, в этой сотне был бы и я... И вот – новинка от Pentax - HD PENTAX DA 16-85mm f/3.5-5.6 ED DC WR. И стоимость явно не для китового стекла. В общем, объектив этот сразу же вызвал жгучий интерес.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

панорама из ISO 100; f/11; 1/125s; 16 mm

Безусловно, для того, чтобы сделать какие-то выводы, нужно проверить бойца в деле. Но кое-что можно извлечь из полного названия объектива. Первое – наличие у него новейшего фирменного многослойного покрытия HD, обещающего лучшую устойчивость к контровому свету и к механическим воздействиям на переднюю линзу - влаги и грязи. Второе – это расширенный диапазон ФР. Причем, радует он не только кратностью зума (5.3) но и тем, что на широком конце у него не 18мм и даже не 17, а 16мм! Ну и, наконец, латинская аббревиатура WR, означающая наличие у объектива защиты от неблагоприятных условий внешней среды. Всё это в совокупности обещает, что в лице Pentax DA 16-85mm мы получаем очень удобный, универсальный инструмент, отлично подходящий для использования в качестве штатного. Но от линзы такой ценовой категории универсальности и удобства недостаточно, требуется ещё и высокое качество изображения. Попытаться определить как обстоят дела с этим аспектом, мне предстояло в процессе двухнедельного близкого общения.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 мм F/3.5-5.6

ISO 250; f/9; 1/800 s; 85 mm

Знакомство, как обычно, началось с одёжки. Внешне объектив понравился. Даже пресловутое красное кольцо смотрится хорошо – несмотря на сходство с элитной линейкой «одного известного производителя». Кстати отличие в том, что в случае Pentax, кольцевание похоже производится не банальной ярко-красной эмалью, а более тёмным по цвету анодированием. Также хорошо смотрится присущая новой серии оптики PENTAX, мелкая квадратная насечка на резиновом покрытии колец зума и фокусировки, в отличие от продольных канавок на старых объективах.

Удивили размеры DA 16-85mm – он больше всех подобных объективов, которые были у меня (PENTAX 17-70mm f/4, Tamron 17-50mm f/2.8, Sigma 18-50mm f/2.8, Sigma 17-70mm f/2.8-4), за исключением, пожалуй, «звёздного» 16-50mm f/2.8. И он заметно больше пентаксовского 18-135mm... Этот факт тоже намекает на скрытый потенциал (собственно как и наличие в оптической схеме трёх асферических стёкол и одного со сверхнизкой дисперсией). При установке же на камеру сразу понравилась работа мотора и собственно фокусировка – быстро и практически бесшумно. Это сразу же спровоцировало меня начать со съёмок спортивных соревнований. Одно из любимых моих состязаний для проверки фототехники – мотокросс. Тут тебе и для автофокуса работы достаточно, и пыли столько, что кажется специально для проверки на заявленную защиту. И вот тут объектив меня порадовал! Сначала там, на трассе. Великолепная, быстрая и точная (и как я уже сказал бесшумная) фокусировка – во всяком случае в паре с Pentax К-3. Диапазон фокусных – тоже оказался очень к месту. С одной точки можно было снимать на 16мм спортсмена, проходящего вираж и тут же, развернувшись в другую сторону, поймать вылетающего с трамплина мотокроссмена на 85мм.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/11; 1/320 s; 16 mm

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/5.6; 1/1600 s; 85 mm

От съёмки остались приятные впечатления. Но еще более приятным результат оказался при просмотре отснятого материала на мониторе моего компьютера. Насыщенные, сочные цвета, отличная резкость объектов в фокусе и при этом приятное размытие фона, отрывающее мотокроссмена от этого самого фона. Картинка мне очень понравилась. Впечатления подтвердились при съёмке матча детских футбольных команд. Так что в графе «спорт» ставим жирную галочку.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 320; f/6.3; 1/800 s; 48 mm

Еще одна техническая характеристика, которая меня порадовала – это минимальная дистанция фокусировки, которая составляет 35 см. Весенняя пора предоставила много возможностей для проверки работы на малых дистанциях - распускающиеся мелкие цветочки и пчёлы, налетевшие на покрывшееся белым «снегом» абрикосовое дерево. «Стрельба» по этим малогабаритным объектам показала, что при случае с помощью DA 16-85mm можно снимать цветы и относительно крупных насекомых. А уж если учесть 24-мегапиксельную матрицу К-3 и за счет этого - возможность смело кадрировать снимки, то полученные изображения можно смело отнести к категории «макро». Несмотря на то, что полноценный макрообъектив конечно он не заменит, но это тоже весомый плюс в графе универсальность.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 250; f/9; 1/800 s; 85 mm

Если макроспособности, как приоритетные, меня не очень интересовали, то вот съёмка пейзажей (наряду со спортивной) являлась основной сферой гипотетического применения мной этого объектива. Естественно, этому аспекту я постарался уделить максимальное количество времени. Первое, что понравилось – это опять же 16mm на коротком конце. Ведь если вдуматься, это всего лишь на 1mm больше чем у знаменитого пейзажного 15го лима. Угол – 83° против 86°! Есть у меня любимый объект съёмки – храм 10 века. Расположен он на самом краю скалы. И снять «с лица» его можно только забравшись на скальный уступ. Расстояние до храма при этом небольшое. На 18мм я его не снимал – слишком плотное кадрирование получалось, великолепная панорама окрестных долин терялась. Вариант «отойти подальше» в данном случае не подходит – за спиной каменная стена. Поэтому снимал я его обычно фишаем, либо сверхширокоугольным DA 12-24mm. Здесь же на 16 миллиметрах уже получился вполне приемлемый кадр!

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/9; 1/500 s; 16 mm

Специфика горной местности такова, что весной можно в течении одного дня снять пейзаж с покрывшим склоны свежевыпавшим снегом и зимним, морозным небом и картинку с молодой, сочно-зелёной травкой и облачками. Я устроил испытание для 16-85mm, побывав от «весеннего» подножия горы до «зимнего» склона - и во всех этих условиях объектив выдавал изображение с замечательной цветопередачей, контрастную, резкую картинку со впечатляющей детализацией. Особенно меня поразила детализация панорамы (что вполне понятно), которые я вынужден был сделать при съёмке Медовых водопадов - пороги, зажатые в каменных чашах, не давали отойти на расстояние, позволяющее охватить всю картинку одним кадром даже на 16 мм.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/10; 1/4 s; 16 mm

Не зря в спецификациях HD PENTAX DA 16-85mm f/3.5-5.6 указано, что его оптическая схема разрабатывалась специально для того, чтобы обеспечивать разрешение новых многопиксельных матриц. На примере работы с Pentax К-3 мне показалось это отчётливо видным. Весьма интересным будет в этом плане посмотреть работу этой линзы с новым флагманом – PENTAX K-3 II, новаторская система Pixel Shift Resolution, которая обещает еще более детализированное из ображение. И ещё один фактор, приятно удививший – все имеющиеся у меня объективы Pentax, начиная с плёночного FA 77mm f/1.8 Limited и заканчивая звёздами DA*200mm, DA*50-135mm, широкоугольником DA 12-24mm, fish-eye 10-17mm имеют один минус – заметные хроматические аберрации. Да – они правятся в графических редакторах, да – замечательное качество изображения позволяет легко забыть об этом минусе, но он есть. На снимках, сделанных на объектив 16-85mm хроматические аберрации найти можно, но они гораздо менее выражены.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/8; 1/80 s; 23 mm

Возможно, для полноценной характеристики этого объектива нужны сравнительные съёмки кирпичных стен, лабораторные анализы, подсчёт линий на миллиметр – я всего этого не делал, конечно же, для этого достаточно дождаться результатов испытаний на том же DxO mark. Меня интересовали практические аспекты применения нового объектива, чтобы исходя из опыта работы решить для себя насколько он хорош в сравнении с аналогами. Мой вывод – если бы в данный момент передо мной стояла задача покупки штатного зума, это точно был бы HD PENTAX DA 16-85mm f/3.5-5.6. Конкурентов от сторонних производителей и мой нынешний штатник PENTAX DA 17-70mm f/4 он обходит уже только за счёт наличия защиты от внешних факторов. «Звезду» 16-50mm, а особенно, так же недавно выпущенный лимо-зум DA 20-40mm обыгрывает по более удобному диапазону ФР. Да и по качеству изображения он мне лично понравился, пожалуй, больше «звезды». А как же светосила? Могу заверить – за две недели знакомства и съёмок различных сюжетов, характерных для объективов этого класса я ни разу не испытал неудобства или нехватки этой самой светосилы. Задумавшись над этим, я начал вспоминать – а часто я использовал штатники со светосилой 2.8 на открытой диафрагме? Пожалуй, это были единичные случаи. Единственное, где может потребоваться такая характеристика – это либо съёмка портретов, но я предпочитаю использовать для этих целей портретные объективы, либо съёмка ночных пейзажей, где важно «выжать» максимальное количество света, но в принципе f/3.5 на широком угле не сильно отличается от f/2.8. Из более осязаемых минусов мной были замечены небольшое виньетирование и некоторые затруднения при фокусировке на малоконтрастных объектах – например, на едва виднеющихся силуэтах гор в дымке. Но такие сюжеты вызывали затруднения и при съёмке на другие системы.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 320; f/9; 1/100 s; 68 mm

Конечно, я бы тоже хотел, чтобы этот объектив имел в названии после буквы f одну цифру — 4 (и этого наверняка хватило бы), чтобы на него нанесли золотую полосу и звезду. Но, видимо, у инженеров были весомые причины выпустить его именно таким , каким они его выпустили. И после знакомства с их творением этот вопрос перестал меня волновать.

Pentax K-3 + Pentax 16-85 mm F/3.5-5.6

ISO 100; f/8; 1/125 s; 48 mm

В начало