Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Сергей Богомяко: мой Петербург на Pentax 645Z

Сергей Богомяко - фотограф. 

Сразу оговорюсь, этот тест написан человеком 15 лет сидящим на системе Canon, и мои высказывания о каких-либо неудобствах будут кому-то казаться удобствами и само собой разумеющимся.

Pentax 645Z + 45-85mm

ISO 100, f/9, 3s, 45 mm

Изображение и оптика

Первое, что я оценил в 645Z — это картинка! Камера прекрасно справлялась с самым сложным освещением, я «вытягивал» очень многое из теней, и там практически не было шумов. Со светами дела обстоят немного хуже. За время съемки у меня сложилось мнение, что на 645Z лучше снимать в «недодере» около одной ступени.

Pentax 645Z + 28-45mm

ISO 100, f/7.1, 3s, 28 mm

Я был наслышан о стеклах Пентакса, но ранее мне не приходилось ими снимать, а тут такая возможность, поснимать как новыми так и выпущенными еще под пленку.
Ко мне на тест попала разноплановая оптика:
* 90мм Mакро f/2.8 ED AW SR - тяжел, медленен, но красив (очень детальная и ровная картинка);
* увесистый ширик 28-45мм f/4.5 ED AW SR;
* бюджетый китовый объектив 55мм f/2.8;
* довольно универсальный зум-объектив 45-85мм f/4.5, который был сделан еще под пленочную среднеформатную камеру Pentax 645N;
* 75mm f/4.5 для 67 системы - прекрасное стекло сделанное на века, и я рад что в 645 системе есть родные переходники под него!

Соотношение матрица + оптика показали высокую детализацию. Пожалуй, на сегодняшний день - это лучшая камера из опробованных мной. Она отлично лежит в руке и прекрасно сбалансирована, хотя признаюсь 90% съемок я провел со штатива.

Если говорить о весе оптики и тушки, то система довольно-таки тяжелая для тех, кто придет с «узкого кадра». Последние новинки оптики — объектив 28-45мм и 90мм Макро за счет стабилизатора и особенностей оптической схемы отличаются самым большим весом в системе (1470 грамм и 1040 грамм соответственно). Для пейзажиста есть очень большой плюс — совместимость современной 645Z со старенькими мануальными объективами — байонет в 645 системе с годами не поменялся. Такой оптики на вторичном рынке много и она легкая. Отличное бюджетное решение и, то же время, олд-скульная оптика позволяет получить хорошую картинку. В качестве иллюстрации хочу привести фотографию собора Спаса на Крови, сделанную на объектив 45-85мм. Все ровненькое, чёткое, из теней в деревьях прекрасно «достается» информация, в то же время освещенная часть мозаики собора прекрасно читается.

Pentax 645Z + 45-85mm

ISO 100, f/14, 10s, 85 mm

У 645Z маленький рабочий отрезок, что меня очень обрадовало, ведь это расширяет возможности — я могу поставить оптику от других систем, например, Pentax 67 (есть родной фирменный переходник), а это еще один парк высококачественной оптики. Снимая объективами 67 системы вы пользуетесь центром кадра, а это минимум хроматических аберраций и наивысшая детализация. У 645-системы пока нет своего шифт-объектива, но он есть у системы Pentax 67 с фокусным расстоянием 70мм. Стекла Hasselblad (переходники есть в свободной продаже на он-лайн аукционах), правда, немного подороже, но у многих в закромах они лежат оставшись еще с пленочных времен.

Режим реального времени

Честно скажу, я уже так привык к режиму lifeview у своего Canon, который в режиме имитации экспозиции показывает ту картинку, которая получится на выходе. В этой камере, увы, не так, в режиме Liveview кадр будет отличаться по яркости как минимум на одну ступень, но вы будете снимать серию то с последующими кадрами все норм. Также картинка будет адекватна, если вы настроились по экрану, вышли из этого режима и сделали кадр (но мне кажется это не совсем удобно). Я очень надеюсь что не аппаратная проблема и в следующих прошивках будет все исправлено.
Справа фотография выглядит такой, как я ее видел на экране, а слева — итог съемки (в метаданных стоят одни и те-же параметры).

Очень жаль что предосмотр картинки ведется в FullHD, а не полным разрешением матрицы, из-за этого практически невозможно точно навести мануальные объективы на резкость, но это критично, если вы собираетесь снимать на открытых диафрагмах. Автофокус в этом режиме слабоват.

Динамический диапазон

У 645Z самый широкий на сегодняшний день ДД, почти 12 ступеней, но он смещен в темную сторону. Тени тянутся прекрасно, что, правда, не скажешь о светах. Как я уже говорил лучше все снимать в "недодере" 1-2 ступени. У 645Z также есть режим HDR, но это баловство в этой камере. Если он кому-то и нужен, пожалуйста - снимите брекетинг и склейте в Adobe Photoshop, благо его последняя версия (как и Adobe Lightroom) позволяют клеить HDR в RAW очень хорошо!

Pentax 645Z + 28-45mm

ISO 100, f/14, 1/25s, 28 mm

На моей камере шумы появляются при выдержке от 5 секунд. В случае с 645Z я не видел шумов даже при 20-30-секундных выдержках, это дает возможность добиваться дополнительных эффектов с небом/водой/трассерами от фар. Пожалуйста, пример — Исаакиевский собор, выдержка 20 секунд.

Pentax 645Z + 28-45mm

ISO 100, f/32, 20s, 28 mm

Поворотный экран - это вещь!

Эх, сколько мне раньше приходилось пользоваться различными зеркальцами, чтобы скадрировать сюжет из неудобного положения камеры! У 645Z экран имеет высокое качество изображения и большой угол обзора.

Видео и timelapse

Прослышав про то, что 645Z умеет снимать FullHD видео, я очень был заинтересован, ведь большой размер матрицы даст еще большую глубину кадра! Победила математика и алгоритмы - пересчитывать 30 кадров в секунду 8384рх до 1920рх очень тяжко и умные инженеры что-то там упростили, а после еще и сильно ужали (битрейт записи очень низкий 20мб/с и поменять его нельзя). Результат меня не порадовал. Правда, никто и говорил о том, что 645Z это видеокамера.
Готовясь к тесту, я прочитал про timelapse в формате 4к с записью его сразу в формат AVI, который умеет снимать 645Z и, естественно, захотел попробовать. Увы, в этом режиме нельзя снимать на выдержках длиннее 1/30. И это сильно ограничивало мои возможности ведения съемки в режимное время и, к тому же, еще фликер при прыгающей диафрагме никто не отменял. Результат меня расстроил, так как по какой-то мне неведомой причине камера писала каждый отснятый кадр 4 раза подряд и из-за этого конечный ролик выглядел дерганым. Это, конечно, лечится в Adobe Premiere увеличением скорости проигрывания в 4 раза, что в итоге дает таймлапс с хорошими плавными переходами. Очень надеюсь что в будущих прошивках эти косяки исправят.

Софт

Отснять качественно и хорошо — это полдела. После весь материал надо грамотно и правильно обработать. Для начала я попробовал родной софт, который поставляется вместе с 645Z в коробке — Digital Utility 5. Тут я должен отдельно оговориться, что программа не отличается удобством и быстродействием. Нет, вам не удастся раскодировать в фоне, нет, у вас не получится сделать это на слабеньком ПК. А почему я все-таки им пользовался - спросите вы? Потому что он вытаскивает из raw правильный цвет и все мельчайшие детали.
Проиллюстрирую свои слова: слева изображение, которое выдал мне Adobe Ligthroom, справа - Digital Utility 5. Невооруженным глазом видно, что деталей больше показала родная софтина, да и с цвет она передала очень корректно. Для тех, кому интересно покрутить RAW — ссылка для скачивания в конце статьи*.

обработано при помощи Adobe Lightroom обработано при помощи Digital Utility 5

Pentax 645Z + 45-85mm

ISO 100, f/10, 3s, 85 mm

Свои съёмки обычно я обрабатываю в Adobe Ligthroom, однако здесь столкнулся с интересным эффектом. На фотографиях ниже видно, что цвет подсвеченного Эрмитажа наиболее правильно передан на правом снимке, где раскодировкой raw занималась Digital Utility 5, а вот цвет неба более естественен на левом, обработанном Adobe Ligthroom. Для тех, кому интересен RAW — его можно будет скачать в конце статьи*.

обработано при помощи Adobe Lightroom обработано при помощи Digital Utility 5

Pentax 645Z + 45-85mm

ISO 100, f/10, 2s, 45 mm

Мыши плакали и кололись, но продолжали есть кактус. А я продолжал поиск идеального софта для обработки фотографий, снятых на 645Z. Как оказалось, Capture One 8 не умеет достойно обрабатывать цвета, и то, что он раскодировал (при помощи специальной надстройки можно «научить» программу конкурентов - Capture One видеть файлы 645Z) было ни в какие ворота.
Потом я наткнулся на софтинку, которую пентаксисты считают почти родной - SilkyPix, она выдает практически такой же цвет, что и родная Utility 5. Пример снимка, обработанного при помощи SilkyPix. В данном случае только ей удалось проявить правильный цвет Петропавловского собора:

Pentax 645Z + 28-45mm

ISO 100, f/14, 1/50s, 28 mm

Adobe Ligthroom прекрасно откроет и родной «пентаксовый» формат PEF, и общеизвестный DNG, но мелкие детали, увы, подмыливает, хотя, по моему мнению, он информацию из светов он вытаскивает лучше всех.
Идеального софта для обработки я так и не нашел, думаю, что каждый из них хорош по-своему. Если предстоит серьезная работа с небом, водой, я бы рекомендовал пользоваться Adobe Ligthroom, если задача в съемке архитектуры, интерьера — там, где важна детализация — обращайтесь к родной Digital Utility 5. На всякий случай можно держать под рукой SilkyPix на случай съемки репродукций, которые важно передать в правильных цветах.

Мое решение

Я скорее всего куплю эту камеру, ею хочется работать. Результат просто великолепен! Жаль что она не так универсальна, как узкоформатные зеркалки, ей не снять видео и очень трудно снять репортаж, но в рекламной/пейзажной/архитектурной съемке она будет незаменимым помощником!

Сергей Богомяко
Фото и текст автора

* формат приводимого RAW файла — PEF — открывается версией Adobe Photoshop

Загрузить
zip Eagles_HR.zip 56.6 MiB
zip Hermitage_HR.zip 59.2 MiB
В начало