Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Обзор объектива HD Pentax DFA 645 Macro 90mm f2.8 ED AW SR

Часть I. Характеристики.

 

I.1 Новое просветление HD Coating.

 

         Компания Pentax всегда гордилась своим фирменным просветлением Super Multi Coating, вплоть до того, что название просветления в маркировке объективов указывается раньше названия самой компании. Новое просветление HD – это следующий шаг по улучшению оптических характеристик объективов. Тенденции на рынке таковы, что растущая «мегапиксельность» современных цифровых сенсоров всё больше и больше превосходит разрешающие возможности плёнки (при одинаковом размере), и это приводит к повышению требований к оптике.

 

         По задумке инженеров, новое просветление позволит улучшить светопропускание и индекс преломления; дизайн таких объективов Pentax даже решено выделить красным кольцом на корпусе.

 

I.2 ED элементы.

        

         В объективе использованы два элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией. Это ставит DFA 90/2.8 ED в один ряд с телеобъективами Pentax 645. Одно из достижений инженеров заключается в том, что сверхнизкодисперсные элементы у объектива со столь коротким фокусным расстоянием используются впервые. Предназначение таких элементов – бороться с хроматическими аберрациями, то есть, в конечном итоге, убирать или сильно уменьшать каёмки посторонней окраски. Не секрет, что хроматические аберрации – проблема для многих светосильных объективов, особенно теледиапазона. И хотя современное программное обеспечение позволяет намного снижать нежелательный эффект, это в итоге приводит и к некоторому снижению разрешения.

 

I.3 AL элемент.

        

         В объективе использован один цельнолитой стеклянный асферический элемент. Это ставит DFA 90/2.8 в один ряд с широкоугольными объективами Pentax 645. Одно из достижений инженеров заключается в том, что асферический элемент у объектива со столь длинным фокусным расстоянием используется впервые. Предназначение таких элементов – бороться со сферическими аберрациями, то есть, в конечном итоге, повышать равномерность разрешения по всему полю кадра, особенно на открытых диафрагмах.

        

I.4 Разрешение.

        

         Сложно сказать, что в большей степени повлияло на конечное качество DFA 90/2.8 – новое просветление, асферика, низко-дисперсионные элементы или высококачественное стекло в линзах объектива само по себе, но разрешающая способность DFA 90/2.8 оказалась действительно очень впечатляющей. Разрешение объектива на открытой диафрагме f2.8 превосходит все 645 объективы Pentax. Так как у меня есть все автофокусные объективы со светосилой f2.8, могу с уверенностью сказать: ни один из них не способен состязаться с разрешением DFA 90/2.8.

         Если говорить в целом, то на открытых диафрагмах вообще мало кто способен состязаться с разрешением DFA 90/2.8, разве что FA 120/4.0 Macro показывает более или менее близкие результаты. На закрытых диафрагмах – ситуация, конечно, выравнивается, потому что 40Мп на сенсоре 44х33мм пока недостаточны для всех среднеформатных объективов.

         Следует также отметить, что на открытых диафрагмах DFA 90/2.8 ведёт себя иначе, чем FA 120/4.0 – заметно, что рисунок более «портретный», но достигается это не за счёт снижения разрешения, а за счёт некоторого снижения контурной резкости. FA 120/4.0 в этом плане – классический макрушник, с более жёстким эффектом unsharp mask, если можно так выразиться. У FA 150/2.8 рисунок на открытых диафрагмах ещё мягче, чем у DFA 90/2.8, но ниже контраст и разрешение. Таким образом, инженеры постарались создать нечто среднее, универсальный объектив, который можно использовать и как деликатный портретник на открытых диафрагмах, и как макрушник на закрытых.

 

I.5 Боке.

В анонсе было сказано: "скруглённая 9-ти лепестковая диафрагма для получения мягкого, красивого размытия заднего плана и уменьшения эффекта звёздочек вокруг точечных источников света". 

В инструкции к объективу дополнительно указан диапазон: "от полностью открытой диафрагмы до f5.6".

         Во-первых, действительно, размытие на диафрагме 5.6 по своей структуре гораздо более похоже на размытие на диафрагме 2.8, чем на размытие на закрытых диафрагмах. И, в общем, на открытых диафрагмах размытие действительно симпатичное, мягкое; на закрытых диафрагмах – не раздражающее, не отвлекающее от объекта съёмки. И, хотя я не испытываю сильного негатива по отношению к боке FA 120/4.0, всё-таки этот объектив инженеры проектировали как классический «макрушник», который иногда может дать размытие заднего плана, характеризуемое словами "жёсткое, нервное, рваное".

         Во-вторых, действительно, на открытых диафрагмах источники света отображаются как идеальные круги. На закрытых диафрагмах это совсем немного не так, но мне кажется, что инженеры постеснялись и перестраховались – никаких гаек в боке не наблюдается, источники света отображаются как объекты почти круглой формы.

 

I.6 Всепогодное исполнение.

        

         Объектив имеет маркировку AW (all-weather). Это не означает, что объектив просто содержит одно прорезиненное уплотнительное кольцо в месте присоединения к байонету – на самом деле, использовано 11 специальных уплотнений для предотвращения попадания пыли и влаги внутрь. Кроме того, на передний элемент нанесено влаго- и грязеотталкивающее покрытие SP (super protect). Такой объектив в сочетании с пылевлагозащищённой и морозостойкой камерой 645D предоставляет фотографу небывалые возможности по меркам среднего формата.

 

I.7 Уменьшение вибрации.

        

         Стабилизация изображения в объективе DFA 90/2.8 позволяет использовать средний формат там же и так же, как вы привыкли это делать на малом формате. Кроме того, так как среднеформатные камеры и объективы больше и тяжелее малоформатных, а цена оборудования предполагает ориентацию на максимальное качество снимка, то для достижения этой цели я, например, часто ношу с собой довольно тяжёлый монопод. Конечно, система стабилизации в объективе не заменит собой штатив, но запас в 3.5 ступени позволяет обходиться вообще без монопода.


Часть II. Сферы применения.

 

II.1 Объектив DFA 90/2.8 для макро.

В основе проектирования объектива DFA 90/2.8, конечно же, лежат традиции разработки макрообъективов. 

  Всевозможные новые технологии позволили инженерам добиться высочайшего разрешения, и такой объектив, безусловно, порадует всех любителей макросъёмки. Дополнительным бонусом для фотографов, работающих вне помещений, будет около 2 ступеней стабилизации на макродистанции при съёмке с рук. Профессиональных студийных макрофотографов заинтересует расширение возможностей объектива с помощью дополнительных аксессуаров, в первую очередь - макроколец.

         Кроме того, оптические качества объектива позволяют не сомневаться в том, что когда компания Pentax выпустит ещё более «мегапиксельную» камеру, то объектив не ударит в грязь лицом и с лёгкостью позволит использовать возросшее разрешение сенсора.

  

 

 

II.2 Объектив DFA 90/2.8 для портретов.

На портретной дистанции съёмки объектив хорош и детализацией, и деликатной работой с контурной резкостью, и приятным размытием заднего плана. 

Он, пожалуй, коротковат для крупноплановых лицевых портретов (что можно поправить с помощью телеконвертера 2.0х), а вот для всех остальных видов портретирования, начиная с погрудного – будет очень востребован фотографами, в том числе - для свадебной и фэшн-съёмки. Высокое разрешение объектива пригодится и для групповых портретов.

         К тому же, объектив прекрасно впишется в рабочий процесс профессионального студийного фотографа, так как по предельной выдержке без использования функции Shake Reduction он полностью удовлетворяет не самым чемпионским условиям выдержки синхронизации 1/125с у камеры 645D.

 

 

 

 

 

II.3 Объектив DFA 90/2.8 как штатник.

        

         Обычно я использую в качестве штатного объектива и FA 75/2.8 и DFA 55/2.8. Исходя из оптических свойств этих объективов и их фокусных расстояний, мне нравится применять их следующим образом:

- объектив FA 75/2.8 – когда нужно подойти к объекту съёмки поближе и открыть диафрагму, потому что у него более симпатичное боке, чем у DFA 55/2.8, и более портретное фокусное расстояние, да и по рисунку он больше похож на "полтинник";

- объектив DFA 55/2.8 – в пейзажных сценах, когда нужно отойти от объекта съёмки подальше и закрыть диафрагму потому, что в нем есть асферический элемент, присущий широкоугольным объективам, да и по рисунку он больше похож на широкоугольник.

         Представьте себе, что вы, подходя к снимаемой сцене, сначала делаете несколько кадров общего плана или группы объектов на прикрытых диафрагмах DFA 55/2.8; а затем, для того, чтобы выделить какой-то объект из группы, подходите к нему поближе, меняете объектив и делаете несколько кадров на открытых диафрагмах FA 75/2.8. Так как съёмка штатным объективом довольно часто встречается в моей персональной практике, то мне очень понравилось, что объектив DFA 90/2.8 мне не нужно было менять. Его оптические свойства таковы, что на прикрытых диафрагмах с более дальней дистанции съёмки он даст мне то же, что и DFA 55/2.8, то есть резкую картинку общего плана; а на открытых диафрагмах с более близкой дистанции съёмки – то же, что и FA 75/2.8, то есть более портретную картинку с симпатичным боке.

         Кроме того, при использовании функции Shake Reduction я могу практически не задумываться о предельно допустимой выдержке и на дальней дистанции съемки закрывать диафрагму так, как этого требует сюжет и художественный замысел, а не когда вынуждают окружающие световые условия. Пылевлагозащищённость объектива также способствует его частому применению в качестве штатного.

 

II.4 Объектив DFA 90/2.8 для стрит-фотографии.

        

         Конечно, для стрит-фотографии традиционно используются дальномерные системы, модные нынче беззеркальные системы или такие малоформатные зеркальные системы как Pentax, где много камер и объективов небольшого размера.

Действительно:

- Камера 645D и объектив DFA 90/2.8 весят в сумме около 2.5 кг. Такой комплект тяжелее носить по улице весь день;

- Габариты такой связки обращают на себя внимание людей и, если вы хотите сделать фотографию скрытно, то вам это будет удаваться не всегда;

- В перерывах между кадрами такую связку невозможно спрятать в кармане, чтобы незаметно подойти к следующему объекту съёмки;

- CCD-сенсор в камере 645D больше шумит на средних значениях ISO, чем современные CMOS-сенсоры, применяемые на малом формате. А высоких значений ISO у 645D нет вообще.

         Однако, если мы сравним связку из 645D и DFA 90/2.8 с другими среднеформатными системами, то за счёт того, что управление камерой схоже с управлением малоформатных камер, за счёт пылевлагозащиты, а особенно - за счёт системы стабилизации изображения – мы получим очень значительные преимущества для целей стрит-фотографии, вплоть до нескольких дополнительных часов съёмки утром или вечером.

 

II.5 Объектив DFA 90/2.8 для пейзажа.

        

         Эквивалентное фокусное расстояние 71мм не всегда позволяет подчеркнуть перспективу в пейзаже на дистанции съемки с условным названием "чистая бесконечность". Снимки получаются детальными но, может быть, стоит взять гораздо более широкоугольный объектив, чтобы передать взгляд на пространство – именно таким специальным способом.

         Однако в жизни бывает и наоборот, когда широкоугольный объектив показывает слишком много пространства, и в кадр попадает слишком много лишних объектов. В таких случаях DFA 90/2.8 может очень пригодиться.

         Кроме периодического использования объектива на "чистой бесконечности", мне очень понравилось, как он работает, когда фотографируемый объект находится между 3м и "чистой бесконечностью". На дистанциях съёмки 5-10-15 метров, особенно на прикрытых диафрагмах, начиная с 8.0, объектив сочетает в себе и высокое разрешение, и вполне приемлемое фокусное расстояние с точки зрения передачи перспективы в кадре.

С уважением, Дмитрий aka managger

 

Полный текст статьи можно скачать по ссылке в конце материала.

Отснятый материал можно посмотреть в оригинальном разрешении. Если кликнуть на текст "оригинальная фотография", то можно скачать каждую фотографию в полном размере.

Съёмка вне помещения (цифра):

http://fotkidepo.ru/?id=album:48418

Съёмка в помещении (цифра) и съёмка вне помещения (плёнка):

http://fotkidepo.ru/?id=album:48417

Загрузить
pdf Review_645_Pentax 90_Macro_Borodin_D.pdf 329.0 kiB
В начало