Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Стивен Блейнштейн: GRIII и GR1s

Стивен Блейнштейн так давно и безоговорочно влюблён в Ricoh GR1s, что ещё недавно даже не собирался приобретать цифровую GRIII. После общения/теста Ricoh GRIII он изменил своё мнение. В этой статье он расскажет почему.

Я решил попробовать GRIII, когда понял, что она продолжатель традиций плёночной фотографии, вместе с тем благодаря возможностям цифровой камеры выводит фотографию на новый уровень. Признаюсь, это одна из лучших цифровых камер, на которые мне доводилось снимать.

Ricoh GRIII

В этой статье я поделюсь своим опытом съёмки на GR1s и GRIII и опишу сходства и различия между цифровой и плёночной камерой.

Возможно, это не самый полный обзор камеры GRIII, которых уже сотни в интернете, и выложено немало видео на ютубе. Если вы интересуетесь плёночной фотографией, рекомендую прочесть и мой обзор GR1s во время велосипедной прогулки в городе Цукуба провинции Ибараки в Японии.

Я абсолютный агностик в отношении плёночной и цифровой фотографии: снимаю на обе системы и использую преимущества каждой из них в соответствии с задачами съёмки. У меня нет цели доказывать, что только плёнка имеет право на звание настоящей фотографии, как и обесценивать её поклонников, считая отсталыми тех, кто так и не купил цифровую камеру.

Мне чуждо ханжество в любом его проявлении.

 

Итак, почему я предпочитаю GR, независимо плёночную или цифровую

Впервые я познакомился с системой GR, когда работал вместе с известным японским фотографом Дайдо Мориямой. Ещё в 1990-х он сделал свои лучшие работы именно на GR. Не могу сказать, что сама GR сделала его знаменитым - он работал с разными камерами, но всегда предпочитал компактные. И, конечно, странно будет предположить, что съёмка на GR сделает вас таким же известным и талантливым, как Дайдо Морияма. Но работа с GR поможет раскрыть ваш потенциал как фотографа при решении творческих задач. Впрочем, это можно сказать про любую камеру - даже ту, что прямо сейчас в вашем кармане на смартфоне.

Ricoh GRIII

Кен Роквелл однажды сказал, что не видит смысла в цифровых GR. Плёночные GR оснащены оптическим видоискателем и при этом ненамного крупнее цифровых, а съёмка на цифровую камеру с экраном ничем не отличается от любого смартфона. Для стиля съёмки Кена Роквелла, возможно, так оно и есть.

Но Кен Роквелл не стрит-фотогаф, поэтому я не принимаю всерьёз его мнение касательно стрит-фотографии.

Ricoh GRIII

Меня невероятно вдохновляет уличная фотография, а камеры GR уже стали культовыми для многих уличных фотографов. Я бы не стал называть её идеальной для стрит-фотографии, да и любую другую камеру тоже. Как может одна-единственная камера быть идеальной для целого жанра, тем более уличной фотографии? Для неё можно использовать практически любую камеру, всё зависит от вашего стиля и приоритетов. Назовите мне любую камеру, и я найду фотографа, который добился успехов именно с ней. Более того, возможно, снимает на неё прямо сейчас.

Ricoh GRIII

Вот почему я считаю абсурдом понятие идеальной камеры для конкретного жанра. Что я точно могу сказать про GRIII – она продумана специально для того, чтобы мгновенно реагировать на всё, что происходит на улице, если это достойно вашего кадра.

С ней можно подойти близко к незнакомому человеку и не напугать/побеспокоить его. Даже если вас заметят, большинство людей не расценят съёмку как нарушение их личных границ, а возможно и не поймут, что вы снимаете именно их. С любого расстояния. Этот факт действительно привлекателен для стрит-фотографа.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

 

Общие черты плёночных и цифровых камер GR

У них похожий дизайн. Первые плёночные GR1s, GR1v, GR21, GR10 были ориентированы на профессиональных фотографов и стоили соответственно. В 2005 году появилась серия цифровых GR: GR DIGITAL, II, III и IV.

Следующие модели назывались просто GR: первая GR выпущена в 2013, затем GRII в 2015, а в 2019 появилась GRIII.

Ricoh GRIII

Все модели GR изначально проектировались с неброским дизайном, чтобы быть незаметными в толпе. Люди на улице даже не узнают, что их фотографируют, пока фотограф не поднесёт видоискатель к глазам. Но это вовсе не обязательно – GR созданы, чтобы было удобно снимать на улице «от бедра». Такой стиль съёмки позволяет подходить вплотную к героям вашего кадра, оставаясь при этом незамеченным.

Плёночные модели GR изначально были оснащены объективами премиум-класса с фокусным расстоянием 28 мм. Исключением стал GR21 с фокусным расстоянием, как вы догадались, 21 мм.

Цифровые камеры продолжают эту традицию: их угол обзора также эквивалентен углу 28 мм с учётом кроп-фактора матрицы.

Когда вы привыкаете к такому углу обзора, вы начинаете видеть кадр ещё до того, как направили камеру. Это помогает снимать даже не глядя в видоискатель – вы просто направляете камеру в нужную сторону и с большой долей вероятности попадаете во фрейминг, как и планировалось. Надо только немного практики.

Ricoh GRIII

Эргономика всех моделей GR идентична: они лёгкие, тонкие, размером с ладонь. Дизайн разработан так, чтобы можно было управлять одной рукой - правой. Любая модель легко помещается в карман или сумку, кроме задних карманов очень узких джинсов.

Автофокус работает быстро -  фокусируется буквально за доли секунды. Для стрит-фотографии даже полсекунды имеет значение, иначе объект уйдёт из кадра.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

Как я уже говорил, GR созданы для того, чтобы быстро ориентироваться и снимать на лету.

Поэтому во всех камерах GR, от первой плёночной до последних цифровых моделей, есть функция предустановленного снэп-фокуса. В режиме снэп-фокуса выставляется постоянное расстояние фокусировки – в итоге всё, что попало в зону фокальной плоскости, будет приемлемо резким.

Это позволяет снимать мгновенно, не теряя время на фокусировку. Все, кто проводил съёмку на улице с ручным фокусом, например, на Leica M3, подтвердят, что даже самый быстрый автофокус никогда не превзойдёт по скорости метод зональной фокусировки. Классическое расстояние предустановленного фокуса – 2 метра. На некоторых моделях есть более широкий выбор расстояний. На GRIII вы можете выбрать от 1 до 5 метров и бесконечность. На плёночных GR есть режим «пейзаж», который обеспечивает гиперфокальное расстояние.

Ricoh GRIII

На плёночных GR можно задать расстояние снэп-фокуса вручную. Например, подойти к стене на расстоянии вытянутой руки (примерно 70 см), сфокусироваться в этой точке автофокусом, а затем сохранить это расстояние как дистанцию снэп-фокуса. На GRIII вы выбираете расстояние из предложенных камерой или задаёте расстояние вручную - просто вводите его в соответствующее окно в меню камеры и сохраняете. Если вы знаете другие варианты установки снэп-фокуса в разных камерах - напишите нам.

Ricoh GRIII

 

Что же делает GRIII непохожией на аналоговые камеры

Очевидные отличия цифровой камеры от плёночной: бόльшая глубина резкости полного кадра на плёнке по сравнению с кропнутой матрицей, постоянная светочувствительность плёнки по сравнению с изменяемым ISO, а также у цифровых камер нет звука перемотки плёнки после каждого кадра, да и откуда ему взяться?  Самое приятное отличие GRIII – возможность вручную настроить практически все параметры съёмки. На плёночной GR1s есть программный автоматический режим Р, где выдержка и диафрагма подбираются автоматически, либо режим приоритета диафрагмы. При этом нет никакого контроля над выдержкой. Насколько я знаю, остальные плёночные камеры GR устроены аналогично.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

Выбор режимов экспозиции на GRIII гораздо шире: полностью автоматический, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, и мой любимый - ручной, где я сам устанавливаю значение выдержки и диафрагмы, но при этом могу выбрать авто-ISO. Это идеальный вариант, чтобы контролировать глубину резкости и не беспокоиться о скорости выдержки. Максимальное ISO – 12800.  Это позволяет выставить практически любую диафрагму даже в пасмурную погоду. Напомню, глубина резкости на уменьшенной матрице всегда будет выше, чем на полном кадре с той же диафрагмой.

Максимальное значение диафрагмы у плёночных моделей GR - 22, у цифровых - только 16. Минимальное значение у всех 2.8, кроме моделей GRD, у которых они открывается до 1.9.

Ricoh GRIII

Моя самая большая проблема в пленочной GR1s – нет возможности контролировать выдержку. К тому же, самая короткая выдержка - 1/500, а мне часто необходима выдержка ещё короче. Думаю, что в большинстве плёночных камер та же проблема. Поскольку камеры GR очень лёгкие, дрожание рук при нажатии спуска может быть заметным. Самая короткая выдержка GRIII – 1/4000. Этого достаточно, чтобы заморозить любое движение. А новый 3-осевой стабилизатор изображения, которого не было в предыдущих версиях, избавит от "шевелёнки" и на достаточно длинных выдержках.

Ricoh GRIII

Ещё одна полезная функция GRIII - ручная фокусировка. Этого не было в GR1s и, думаю, в других пленочных камерах GR тоже. Лучшее, что можно было сделать - выставить фокусировку на гиперфокальное расстояние в режиме "пейзаж". Но ручная фокусировка GRIII даёт больше возможностей подстроить зону приемлемой резкости под себя и поменять настройки на ходу.

Вдобавок к этому, на экране GRIII выводится шкала глубины резкости в режиме ручной фокусировки и снэп-фокуса. Инженеры Ricoh делают максимально удобной съёмку с использованием зональной фокусировки. Шкала глубины резкости GRIII гораздо удобней аналогичной на Fujifilm X100, X100s и X100T, которая понятна разве что оптическим инженерам. На других подобных компактных камерах её и вовсе нет.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

Как у всех цифровых камер, в GRIII есть несколько режимов замера экспозиции. Один из них – новинка GR, которого нет в других камерах – замер по ярким участкам. Снимая в этом режиме контрастные сцены, вы можете быть уверены, что избежите потери информации в светлых участках. В яркий солнечный день получаются выразительные контрастные фотографии, особенно в монохроме. С другими камерами я в такие моменты мучился, подбирая экспозицию вручную. Замер по ярким участкам – это необходимая функция для стрит-фотографа.

Ricoh GRIII

 

А теперь о функциях, которых мне не хватает в GRIII по сравнению с плёночной камерой.

В GRIII отказались от встроенной вспышки. Это меня не очень расстраивает, но на GR1s я иногда ей пользовался. И у GRII, предшественницы GRIII, вспышка тоже была.

Возможно, отказ от вспышки - это вынужденная меря для установки нового стабилизатора изображения, а может просто чтобы снизить стоимость камеры. В любом случае, иногда мне вспышки не хватает.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 100 Film (EI800), фото с использованием встроенной вспышки

Ещё мне не нравится, что у всех цифровых GR нет оптического видоискателя. Несмотря на то, что я часто снимаю «от бедра», с оптическим видоискателем я люблю фокусироваться. В принципе я понимаю, почему на таких компактных камерах не устанавливают видоискатель, но думаю, что это не настолько сложно. Например, Lumix DMC LF1 и Leica C, которые по размеру меньше GR, всё же оснащены видоискателем. Не спорю, у GRIII можно поставить видоискатель на горячий башмак, как делают многие, но тогда нарушается изящность миниатюрной камеры.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 100 Film at (EI800), фото с использованием встроенной вспышки

Не могу назвать себя полным противником использования экрана для выбора композиции. Возможно, виной всему мой возраст, но с видоискателем на GR1s мне привычнее выстраивать кадр и глаза при этом меньше устают.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 100 Film (EI800), фото с использованием встроенной

Тем не менее, названные мной недостатки GRIII я считаю совершенно незначительными. Наиболее ценно, что GR не изменяет своей философии от создания первой плёночной камеры и по сей день, воплощая свои идеи в самой современной GRIII.  GR1s была создана с целью не упустить момент. С созданием GRIII та же цель выводится на новый, более высокий уровень. Здесь современные технологи используются для повышения функционала, но без нарушения эргономики оригинального дизайна и продолжая философию мгновенной съёмки с использованием снэп-фокуса.

Все новшества вводятся небезосновательно. Например, сейчас модно вводить зум-объективы, но Ricoh придерживается классического 28 мм.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

Кроме Ricoh, только одна компания остаётся верна принципам плёночных камер - это Leica с их серией М. Но даже они начинают жертвовать размерами и раздувать количество ненужных опций с целью привлечь максимум потребителей, которые гонятся за количеством функций, а не развитием творчества. Да, Ricoh тоже создаёт специальные серии для почитателей модных трендов, но не в таком количестве и фундаментально не изменяя своей философии.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 400 Film (EI800)

В отличие от Leica, Ricoh верны своим корням. По атмосфере съёмка на цифровую GRIII мало чем отличается от плёночной GR1s, кроме расширенного функционала возможностей, которые не отрицают, а дополняют философию плёночной фотографии. Камеры серии GR, независимо плёночные или цифровые, дают возможность фотографу приближаться к объекту на улице, при этом не тревожа человека и не вызывая напряжение фотографа, чтобы вы могли сделать кадры живых людей с реальными эмоциями.

 

Если вам близка эта философия - то Ricoh GRIII правильный выбор.

Выбираете между цифровой и пленочной? Для съёмки это не имеет большого значения, но помните, что эпоха плёночных камер подходит к концу. Сейчас их не ремонтируют. Если что-то пошло не так, с камерой придётся попрощаться.

Если вы готовы к этому и любите плёнку, то попробуйте. В остальных случаях лучше выбрать цифровую GRIII.

Я большой поклонник плёночной фотографии, поэтому оставил свою старую GR1s, а в дополнение к ней приобрёл GRIII.

Все фотографии к этой статье я снимал на GRIII и GR1s в пригородах Токио - Асакуса, Цукидзи и Харадзюку. Плёнка, которую я использовал: Kodak T-Max 100 (EI800) и T-Max 400 (EI800) с проявителем Kodak T-Max Developer.

Ricoh GR1s, Kodak T-Max 100 Film (EI800)

 

Стивен Блейштейн живёт и снимает в Японии. Познакомьтесь с другими его работами на сайте bleisteinphoto.com или на его странице Instagram @sbleistein

 

 

В начало