Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Ricoh GR III: Как выстроить композицию

Автор данной статьи - Тэвис Лиф Гловер, фотограф и писатель из Гонолулу, Гавайи.

В Ricoh GR III предложены 2 варианта сетки: по правилам третей и с дополнительными диагоналями.

Но Гловер известен тем, использует сетку динамической симметрии.

Перед вами перевод его статьи о композиции в стрит-фотографии.

Узнать больше о деятельности Трэвиса можно на его веб-сайте, Flickr, Instagram и Facebook.

 

На первый взгляд вам может показаться, что это ничем не примечательный компакт. "Мыльница". Но не зря Ricoh GRIII некоторые называют "волком в овечьей шкуре".

Для уличной фотографии размер имеет значение: чем камера незаметней, тем лучше. Самое главное спрятано внутри.

У стрит-фотографов много общего: они ищут свет и цвет, сюжет и композицию, изучают работы признанных мастеров и анализируют свои собственные. Многие снимают даже если нет настроения. И всем нужна быстрая камера, которая обеспечит качественные снимки. Подходит ли для этого Ricoh GRIII?

 

Прогуливаясь по пляжу с Ricoh GRIII, я в первую очередь ищу интересные сюжеты, цветовые сочетания и диагонали. Попробую рассказать, что поможет вам подружиться с уличной фотографией.

Первое, что меня побудило сделать этот кадр: сочетание голубого с оранжевым и красным. Тем более девушка была настроена доброжелательно. Также я обратил внимание на диагонали, которые создаёт её тело. Я подошёл поближе, навёл камеру, сверяясь с диагоналями на моей сетке, и сделал кадр.

Было почти 5 вечера, солнце создавало длинные тени. В том числе и от меня. Да, это цена хорошего вечернего цвета. Как правило, я стараюсь избегать попадания своей тени в кадр.

Не все снимки получаются идеальными, как я задумал. Более того, я буду показывать и ошибки, на которых мы вместе будем учиться. Чтобы не ошибаться, нужно вообще не фотографировать, а разве вы этого хотите?

Композиционная сетка

В Ricoh GRIII предложены 2 варианта сетки: по правилам третей и с дополнительными диагоналями. Я использую при съёмке сетку динамической симметрии, поэтому я просто наклеил её на дисплей.

В отличие от правила третей, в построении композиции по правилам динамической симметрии отдаётся предпочтение диагоналям. Благодаря им в кадре создаётся ритм и динамика, поэтому я предпочитаю строить композицию с помощью этой сетки.

 

Учиться использовать принципы динамической симметрии следует постепенно. Я рекдмендую начать с главной диагонали, которая идёт от левого нижнего к правому верхнему углу.

Попробуйте расположить руки или ноги моделей, а также элементы ландшафта по этой диагонали и посмотрите, что получится. Включайте больше разных диагоналей в свои работы  - они придают динамики изображению. Для создания более спокойных сюжетов используйте горизонтальные и вертикальные линии. Важно пробовать разное!

Обратите внимание: при съёмке я использую полную сетку, но для фото в этой статье я показываю только те диагонали, которые использую в каждом конкретном случае.

Посмотрите еще раз на фото с оранжевым матрасом: приглядитесь как руки и ноги девушки образуют диагонали, направляющие внимание зрителя.

Для съёмки следующих кадров пришлось поторопиться. Посмотрите, как нога этого человека создаёт диагональ в кадре в сочетании со спинкой кресла. Вообще, нелепые сюжеты - клад для стрит-фотографа. А если объединить это с идеальной композицией, может получиться шедевр. Чаще смотрите по сторонам!

Почему GR III?

Камера RICOH GRIII вышла в свет не так давно, и я только нарабатываю опыт съёмки с ней. Но готов поделится своими лайфхаками с вами! 

В солнечную погоду я использую следующие настройки: выдержка 1/1000, диафрагма f/5.6, авто-ISO и имитацию нейтрального фильтра, которым оснащён Ricoh GRIII. Я использую короткую выдержку для защиты от "шевелёнки" и не открываю диафрагму на максимум, чтобы использовать задний план как часть сюжета или композиции. Авто-ISO помогает в том случае, если солнце внезапно прячется в облака. Когда я поглощён съёмкой, могу забыть поменять настройки. Самое важное для меня - контролировать выдержку и диафрагму, а за ISO  я не особо беспокоюсь.

На данный момент мой любимый пресет - "Positive Film", который я немного подкорректировал на свой вкус (Custom Image Control: Standard, +2, -4, 0, -3, -2, +4, -1, -2, +1).  Сравните ниже кадр с этими настройками и обработанный из RAW. Мне очень нравится результат из JPEG с пресетом "Positive Film", но второй вариант из RAW нравится больше. При использовании любого формата RICOH GRIII у вас получатся качественные снимки, всё зависит только от ваших предпочтений.

Фото в JPEG можно мгновенно скинуть другу или выложить в соцсети через приложение ImageSync, а RAW-файлы требую больше времени на обработку. В конечном счёте всё зависит от наличия времени и от того, какое качество фотографии вам нужно в данный момент. Хочу отметить, что резкость в обоих случаях превосходная.

 

RICOH GRIII оснащён объективом с фиксированным фокусным расстоянием 28 мм. Это требует подходить ближе к объекту, чем я привык при съёмке на 50 мм. Большой плюс в том, что камера такая маленькая и незаметная, поэтому люди просто не обращают на меня внимание. Это самое главное преимущество камеры для стрит-фотографа.

Чтобы показать размеры камеры, я сравнил её с упаковкой жевательной резинки. В современном мире зачастую "больше - значит лучше", но это миниатюрная камера дарит невероятные возможности для фотографа.

 

Для следующего кадра я в первую очередь следил, чтобы люди не сливались с фоном.  Чтобы уравновесить количество красного цвета на снимке, я включил в композицию красный надувной круг на заднем плане.

Поскольку я охочусь за цветовыми сочетаниями, здесь включены красный, синий, жёлтый и зелёный в соответствии с их количеством в кадре от большего к меньшему. Мне бы хотелось больше зелёного, но в стрит-фотографии приходится работать с тем, что есть.

"Решающий момент"

Я обернулся и увидел бегущего сёрфера. Его доска создавала нужную диагональ, но я не торопился нажимать на спуск. Фотография будет смотреться лучше, если руки и ноги не сольются с телом. Пришлось подождать и ловить подходящий момент, когда все части тела будут отчётливо видны. Анри Картье-Брессон называл это "решающий момент".

Съёмка со спины

Однажды я вышел на фотопрогулку с другом, и он сказал: "Мне надоело снимать одни затылки". Я понимаю его чувства, но дело в том, что он снимал людей со спины, потому что боялся проблем при съёмке "в лоб". Во-первых, это только страх. Не факт, что люди будут реагировать негативно, как он боится. Во-вторых, если у тебя есть интересная композиция и история, не нужно думать о правилах, которые порой только мешают творческому процессу.

Многие известные стрит-фотографы тоже снимали людей на улице со спины. Для примера посмотрите снимок знаменитого фотографа Йозефа Куделки. Обратите внимание на композицию: фотограф поднял камеру, чтобы силуэт человека не сливался с кораблём на заднем плане. Эта фотография идеальна в простоте композиции. Зрителю не придёт в голову спросить: "Йозеф, почему со спины? Ты что, боялся подойти к нему спереди?"

Любая фотография - это история, которую рассказывает фотограф через свой объектив. На этом кадре мы видим не просто затылок, а загадочного мужчину, смотрящего вдаль.

А вот мои фотографии, снятые по такому же принципу. Я просто хотел снять историю о худощавом мужчине, который смотрит на океан. Здесь нет места мыслям, как спина смотрится в кадре и нужно ли видеть его лицо. И дело не в том, что я боюсь контакта. Возможно, вы заметили на видео, что я иногда даже болтаю с людьми, которых хочу снять.

Стрит-фотография дарит нам неповторимые моменты. Используйте это, не ограничивая себя правилами. Как я уже говорил, я обращаю внимание на диагонали, но их отсутствие не помешало мне сделать эти кадры и показать историю, которую я в них увидел.

 

Композиционные приёмы

Во время съёмки на пляже я стараюсь подходить ближе к людям, чтобы они не терялись на фоне яркого заднего плана. Сетка динамической симметрии помогает мне создать правильную композицию.

Для этого кадра мне пришлось приподнять камеру, чтобы отделить девушку от фона. Рассказывая историю о людях, не забывайте, что она должна визуально считываться зрителем.

 

Мне удалось подойти так близко к этому мужчине, имитируя съёмку видео. Сделав вид, что я обычный турист, который гуляет по пляжу и снимает видео, я смог сделать нужные мне фотографии. Ricoh GRIII такая маленькая, что не привлекает внимание людей, которых я снимаю на улице.

Как это работает (лайфхак): поднимите руку с камерой до того, как подойдёте к герою вашего кадра. Делайте вид, что проходите мимо и снимаете видео. Так человек будет думать, что он попал на одну секунду видео, а не в центр фотографии как главный герой. Плюс к этому избегайте зрительного контакта: смотрите вдаль, как будто там цель вашей съёмки. Этот метод отлично работает.

Через некоторое время после начала практики вы уже будете сами видеть композиционные приёмы и формы. Например, на фото ниже я вижу треугольник. Люди будто создают точки, которые соединяются в форму треугольника. Такой приём используют художники для того, чтобы показать объединение людей и придать динамику сюжету.

 

Ещё один важный момент для стрит-фотографов - это выражение лица. Даже если не удалось создать идеальную композицию, эмоции спасут кадр и создадут историю.

Отличным примером может послужить эта фотография Анри Картье-Брессона. Композиция не так идеальна, как у большинства его фотографий, но посмотрите на эмоции этого парня. С какой гордостью он несёт 2 огромные бутылки с вином и как на него смотрят девочки на заднем плане.

 

Ещё пару слов о решающем моменте. Я поторопился снять, как девушка бросает мяч. В итоге мяч почти сливается с фоном (снимок слева). После того, как я "подвинул" мяч в фотошопе чуть выше в небо,  кадр заиграл по-новому (снимок справа).

Я никогда не вношу в уличные фотографии серьёзные изменения. В данном случае я исправил положение мяча только для наглядного примера в статье.

 

Съёмка от бедра

У каждого художника свой стиль, как и у каждого стрит фотографа. Я стараюсь найти баланс между жёсткими рамками правил и получением удовольствия от процесса. Съёмка от бедра - это такой вид "игры в фотографию".

С объективом 28 мм на RICOH GRIII получаются интересные кадры "от бедра". Это и необычная перспектива, и возможность поместить в кадр большее число объектов. Мой опыт подобной съёмки на объектив 50 мм был менее разнообразным.

Поймите меня правильно, я не рекомендую снимать "от бедра" постоянно, потому что это только один из приёмов. Съёмка "от бедра" для меня больше игра, чем фотография. Вы не контролируете процесс, композицию, фокусировку, а полагаетесь на удачу.

Фотография ниже как раз из таких. У меня не было возможности найти ракурс, чтобы другие люди на заднем плане не мешали. На фото справа я убрал лишних людей, благодаря чему кадр стал намного интереснее и никто не отвлекает внимание от главного героя.

На этой подборке я тоже снимал "от бедра" с автофокусом по центру кадра. У Ricoh GRIII есть возможность снимать с предустановленным расстоянием фокусировки (снэп-фокусом), но пока я предпочитаю классическую автофокусировку. Для грамотного использования снэп-фокуса мне нужно ещё попрактиковаться. С автофокусом мне не надо долго думать: просто подхожу и нажимаю кнопку спуска.

Но это больше похоже на рулетку с непредсказуемым результатом: "получилось или нет".

Когда у вас заранее установлено расстояние фокусировки, можно просто проходить мимо и снимать людей. Если вы не присматриваетесь к ним, они этого даже не заметят. Размер GRIII идеален для уличной съёмки, тем более что можно отключить звуковые сигналы и подсветку автофокуса.

Съёмка от бедра - это однозначно самый незаметный и безопасный способ для стрит-фотографии.

 

Другие техники съёмки

Моё внимание привлёк этот розовый фламинго. На пляже Вайкики множество необычных надувных игрушек для купания, но этот был особенным. Одна проблема - одинокий фламинго сам по себе интересный фон, но мне нужен также человек в кадре. Пришлось подождать, когда кто-то подойдёт и примет подходящую открытую позу.

 

В этой позе видно лицо в профиль, а руки и ноги человека отделены от тела. Так фигура хорошо читается на фотографии. Это правило также работает для съёмки силуэтов, где очертания предмета имеет первоочередное значение.

На фото ниже я выделили силуэты людей в прыжке, которые хороши читаются. Даже в ч/б миниатюре по этим силуэтам можно догадаться, что именно они делают.  Этим способом часто пользуются стрит-фотографы, чтобы зритель сразу понимал настроение снимка.

Многие именитые фотографы снимали свою тень. Такие снимки есть даже у Анри Картье-Брессона и Вивиан Майер. Я тоже не удержался. Главное, не забывать простые правила: чтобы рука с камерой не сливалась с лицом, а силуэт легко читался на фоне. Да, и не забывайте про диагонали, если хотите добавить игривое настроение кадру.

 

Другие советы

Следите за временем

Как правило, я не останавливаюсь в одном месте надолго. В таком людном месте, как пляж Вайкики, ждать кадра на одном месте - значит потерять 2 интересных кадра в 100 метрах от него. И вот тому подтверждение - на заднем плане девушки занимаются гимнастикой. Если бы я пришёл сюда на 5 минут позже, я бы упустил этот кадр. Тем не менее, по пути я успел снять этого парня в винтажной шляпе, не забыв при этом про диагонали в кадре.

.

Эти девушки приехали из Австралии и выполняли разные гимнастические элементы на пляже. Когда я подошёл, они уже закончили, и я попросил их повторить. Поскольку у меня в руках был скромный Ricoh GRIII, они согласились. Благодаря удачному положению их рук и ног, у меня получился интересный кадр с большим количеством диагоналей, задающих ритм.

Кроме того, я с ними пообщался. Мы шутили и смеялись, в конце я поблагодарил их за фото. Стрит-фотография это ещё один способ встретить интересных людей и получить удовольствие от прогулки.

Действие в кадре

Когда я подошёл к пирсу, заметил, что эти ребята собираются прыгать. Сфокусировался на том месте, где они стояли, и замер в ожидании прыжка. Чего я не мог предугадать - это то, что они будут прыгать одновременно. Две фигуры сливаются в одну и сюжет в кадре уже не так легко читается. На фото справа я отредактировал так , чтобы в кадре остался один прыгающий мальчик. Это придаёт снимку большую выразительность.

Настал момент задержаться в одной локации, так как на пирсе постоянно что-то происходит. Такие места дарят огромное количество сюжетов и позволяют попрактиковаться в отслеживании диагоналей и поиске кадров с движением.

Внизу на воде я увидел, как фигуры сёрферов создают кривую, и мгновенно сделал кадр.В процессе стрит-фотографии нужно всегда быть готовым, но благодаря высокой скорости  Ricoh GRIII хотя бы не приходится терять время при фокусировке.

Ищите и применяйте разные техники, даже если кажется, что условия не подходящие. Чем больше вы снимаете, тем больше сюжетов будете замечать.

Ещё один вариант для использования диагоналей в кадре - руки человека на переднем плане. Я сфокусировался на сёрфере в море, скомпоновал кадр и нажал на спуск. Такие кадры идеально получаются с объективом 28 мм, как у Ricoh GRIII.

 

Портреты с диагоналями

Ярко-зелёная стена показалась мне удачным фоном. Оставалось только найти человека в одежде, которая будет гармонировать с таким зелёным. Мне повезло, что эта женщина не только удачно одета, но и держит руку параллельно крыше церкви на заднем плане. Это задаёт ритм и объединяет элементы фотографии между собой.

 

Затем я заглянул на фермерский рынок. Он наградил меня превосходными моделями:

Для съёмки в помещении я изменил настройки: выдержка 1/250, f/2.8, Auto ISO.

Немного подождал, когда женщина за прилавком поднимет взгляд на меня. Движение рук человека на заднем плане добавляет действие в кадр. А диагонали? Да, даже морковка может создать диагонали в кадре.

 

На этом снимке я заметил, что сумка через плечо у мужчины дополняет диагональ, созданную дорожной разметкой. Немного приподнял камеру, чтобы отделить человека от фона, подошёл поближе и сделал кадр.

 

Цвет и свет

Освещение играет ключевую роль в фотографии. Под прямыми лучами солнца цвета максимально яркие, в то время как при контровом свете они более приглушённые.

Обратите внимание, как освещена голова человека на кадре ниже, я не мог пройти мимо и не сделать кадр. Пришлось немного поднять камеру, чтобы поймать правильный свет по контуру силуэта, и при этом он хорошо читался на фоне "зебры". Также визуальному выделению фигуры человека способствует движение руки, поскольку она отделена от тела.  На кадре справа я выделил комбинацию диагоналей. Что касается цвета, то мне повезло - оранжевый браслет и лицо образуют комплиментарную схему с голубой рубашкой и серо-синим асфальтом на фоне.

 

Как я уже ссылался к фото Анри Картье-Брессона, эмоции играют важную роль на кадре ниже. Диагонали и сочетание цветов дополняют сюжет. Чем больше визуальных якорей на фотографии, тем лучше.

 

Когда солнце опускается к земле, тени становятся длиннее. Это помогает выделить освещённые объекты на фоне глубоких теней. Например, это фото я делал ещё на плёнку в 2015 году. Посмотрите, как хорошо выделены люди на фоне тёмного дверного проёма.

Подпись на фото: Контраст света и тени позволяет выделить силуэты людей

 

С использованием этого же приёма я снял детей на самокатах. Пришлось понизить экспозицию на 2 ступени, чтобы благодаря авто-ISO не было пересветов на небольшом освещённом участке дороги в центре кадра. Осталось только подождать, когда они создадут удачную композицию, а их фигуры будут освещены солнцем на фоне теневой стороны улицы.

Параметры кадра при съёмке на фоне тени:  выдержка 1/500, f/5.6, Auto ISO, EV -2.0

 

Пара слов про резкость автофокуса

Кто читал книгу Картье-Брессона "Решающий момент", наверняка, обратил внимание, как он относится к идеальной резкости изображения. Никак. В книге достаточно фотографий от которых не оторваться, несмотря на их неидеальность. В первую очередь Картье-Брессон обращал внимание на композицию и историю в кадре. Вспомните об этом, когда будете слишком придирчивы к своим фотографиям. Есть вещи поважней идеальной резкости. Удачная композиция и история со смыслом из их числа.

 

На фото ниже главный объект слегка не в фокусе, но история в кадре от этого не страдает. Думаю, я поторопился нажать на спуск, поэтому активизировался снэп-фокус, который установлен на 1 м, а женщина была чуть дальше от меня. Конечно, я сделал выводы на будущее, чтобы не допускать таких ошибок. Но согласитесь, фото всё-таки неплохое даже в таком варианте.

 

Выводы

Попробуйте, практикуйтесь, берите камеру с собой на каждую прогулку. Через некоторое время вы уже будете сами подмечать идеальную композицию для кадра.

Фотография это не живопись. Мгновение, когда ты нажимаешь на спуск, имеет решающее значение. Следите за сюжетом и композицией, которые вам посылает сама жизнь и используйте интуицию, когда делаете кадр.

Поймать кадр в нужный момент - это составляющая творчества. Упустил момент - он больше не повторится!

В начало