Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Вкусности в среднем формате!

«Если бы не среднеформатные камеры 645D, 645Z предоставленные компанией Pentax, фото в этой книге не были бы такими сочными и реалистичными» - Савелий Либкин, книга «Одесское застолье от Привоза до Дерибасовской». Блюда для этой книги снимала киевский фотограф Ольга Бабич, интервью с которой приводим ниже.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F4, 1/100, ISO100

Оля, вы более известны среди фотографов как портретист, а как вы пришли к съемке еды?

Нельзя сказать, что состоялся переход от съемки портрета к съемке только еды. Обычно я параллельно занимаюсь несколькими видами фотографии. Просто, в какой-то момент предложили попробовать снять еду и мне это понравилось. Захотелось развиваться в этом направлении, изучать особенности этого вида съемки. Сам процесс чуть больше понравился, ведь в отличии от портрета, еда не разговаривает (смеется). Она спокойная, не треплет нервы и всегда можно помедитировать над блюдом. (Съемка еды, это своего рода съемка натюрморта, когда можно неспешно выставить композицию, свет — прим.ред.) Ну да, я как-то уже говорила, что я «несостоявшийся» художник, потому что в свое время ходила на фортепьяно в музыкальную школу, а на художественную школу не хватало времени. Поэтому я не научилась рисовать, а с помощью фотографии этот пробел можно восполнить.

PENTAX 645D + SMC FA 645 150mm,  F7.1, 1/80, ISO100

PENTAX 645D + SMC FA 645 150mm,  F9, 1/80, ISO100

Ваш путь к среднему формату. Он начинался с зеркалки Pentax c APSC матрицей, потом полный кадр, а как получилось попробовать средний формат?

Первую фотографию на среднеформатную камеру я сняла в студии. Это была короткая портретная съемка, когда воспользовалась возможностью протестировать камеру Pentax 645D. Тогда, 645D была для меня своего рода как игрушка, да и в студии было не так интересно снимать, как на улице. Потом последовало участие в проекте «Путешествия с Pentax» - мы отправились в Египет и там уже удалось поработать с 645D гораздо больше, после это и появилось пристрастие к среднему формату. Так сложилось, что в Египте почти вся съемка была в нехарактерном для цифрового среднего формата репортажном стиле. Возможно, всем запомнилась фотография танцующих бедуинов, где было высоко поднято значение ИСО (ИСО 800), чтобы заморозить движение, и фотография кофейных зерен. Однако, самые сложные условия съемки были на рынке в Каире. Узкие улочки, поэтому попадает малое количество света, нужно было поднимать ИСО и быстро реагировать на происходящее, но даже в таких условиях удалось сделать удачные кадры.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm,  F2.8, 1/3000, ISO200

PENTAX 645D + SMC FA 645 75mm,  F2.8, 1/180, ISO200

PENTAX 645D + SMC FA 645 75mm,  F2.8, 1/20, ISO1000

Отсняв блюда для первой книги одесских рецептов Савелия Либкина, вы решили сделать «перерыв» в фуд-съемке, но как только появилась возможность поснимать на средний формат, вы снова вернулись к съемке еды?

Да, решила воспользоваться предоставившимся шансом и поэкспериментировать. Купила продукты, сама готовила, фотографировала.  При том, все блюда и продукты были отсняты со студийным светом. Они получились очень натуральными естественными и «вкусными», а особенно хорошо вышли груши. Этот снимок даже не обрабатывала, а просто конвертировала из raw.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/100, ISO100

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/100, ISO100


Эта натуральность, которая получается на фото и есть ваш фирменный стиль в съемке еды?

Да, я снимаю только натуральные продукты и практически готовые блюда. Единственное, я собираю их под кадр, то есть выстраиваю композиционно само блюдо. Оно полностью съедобно, ничего стороннего в нем нет, никаких машинных масел. Максимум, я могу смазать что-либо натуральным маслом, чтобы добиться нужного эффекта.Что касается света, то если нет возможности снимать с дневным , то использую студийный. Обычно стараюсь по полной программе использовать дневной свет. При съемке второй книги рецептов Савелия Либкина, когда я снимала на среднеформатные камеры Pentax 645D и Pentax 645Z, съемочная площадка была оборудована прямо на территории ресторана «Дача» в Одессе. На улице мы построили себе большую раму и снимали под солнцем, но наступал вечер и если не успевали закончить, то приходилось пользоваться вспышками для имитации солнца. В итоге один источник света и максимум заполнения — один очень мягкий большой источник, который нужно подносить максимально близко к блюду.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F4.5, 1/80, ISO100

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F6.3, 1/125, ISO160

А почему решили снимать еду для второй книги Савелия на средний формат? Повлиял снимок груш?

Ну да. Конечно снимок груш и тех блюд, которые готовила и снимала во время своих экспериментов с 645D. А главное, хотелось подняться на новый уровень съёмки и работы с техникой. Ведь средний формат это не только звучит круто, он позволяет получить еще и снимки отличного качества, которое заметно в объеме, тенях, фактурах. Снимаешь с удовольствием, так как знаешь, что за результат можно не волноваться.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/320, ISO100

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/320, ISO100

Что больше всего запомнилось со съемок блюд для второй книги Савы?

Три раза или четыре мы переснимали макароны по-флотски. Я не могла его побороть, никак- не получалось совладать с этим блюдом! Казалось бы, простые, знакомые с детства, наши любимые макароны по-флотски, но в готовом виде они напоминают такую «кашку-малашку» из лапши и мяса. По рецепту там еще и лапша используется домашняя, а она довольно мягкая. Конечно, в итоге кадр есть. Мы немного поколдовали с лапшой - сделали не узкую, а широкую тальятелле, которая красиво ложиться, с мясом — аккуратно разложили поджаренный фарш. На снимке получилась, можно так сказать, ресторанная подача этого блюда или как сказал Сава - «Это не из жизни».

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F4.5, 1/100, ISO100

Даже не знаю какую фотографию из книги можно назвать любимой, наверное ту, сняв которую понимаешь — да, это новый уровень. Мне нравятся съемки, в ходе которых есть ощущение поиска, испытания — заканчивается такой проект и понимаешь, что покорила новые для себя вершины. Был один момент в ходе съемки для второй книги, который запомнила очень хорошо. Я фотографировала девочку с персиком. Девчушка была настолько интересная — вся конопатая, у нее не было переднего зуба и она ела персик на пирсе. Мне несказанно повезло не только с моделью, но и со светом — контровое солнце подсветило рыжие волосы девочки и они будто сами засветились!

PENTAX 645Z + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/1250, ISO100

Если бы вы проводили мастер класс по съемке еды на средний формат, то какими бы секретами поделились бы?

Мне бы хотелось бы показать подход к съемке натуральной еды. Какие есть нюансы съемки некоторых продуктов. Это должен знать не только фуд-стилист, но и фуд-фотограф. Конечно, отдельно хочется остановится на принципе построения света и поделиться своим опытом. Рекламный свет — это рекламный свет, но я делаю иначе. И в этом нет ничего сложного. Часто слышу, что люди боятся использовать один источник света, хотя его вполне достаточно. Все зависит от того как расположиться по отношению к этому свету, как повернуть блюдо к нему. В данном случае или свет будет боковой, или проникающий, чтобы он просвечивал прозрачные элементы или отражал, а, главное, выбрать такой ракурс, в котором блюдо хорошо бы смотрелось. Пожалуй, и всё.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F11, 1/100, ISO100

PENTAX 645Z + SMC DFA 645 55mm, F3.5, 1/250, ISO100


Если бы была возможность снимать средним форматом, что хотелось бы снять?

Честно, даже не знаю. Наверное, всё!(смеется). Правда, сейчас не так уж часто фотографирую, больше приходится снимать видео. А фотографией хочется заниматься больше как творчеством, без коммерческой составляющей. Иногда более приятнее глазу «киношная» картинка на фотографии, которую можно получить используя постоянные источники света и среднефотмарную камеру с ее глубиной, динамическим диапазоном, разрешением наконец. Конечно, в этом случае нужны достаточно дорогие источники света, чтобы потом не возникло проблем с постобработкой и картинка выглядела естественной.

PENTAX 645D + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/100, ISO250

PENTAX 645Z + SMC DFA 645 55mm, F2.8, 1/125, ISO100

В начало