Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Седьмая семидесятка или чудо которое всегда за плечами

Когда продавец вставил в новенькую, только что из коробки, камеру Pentax K-70 аккумулятор, и протянул её мне, он спросил: «Это же не первый Ваш Pentax?» Признаюсь, вопрос заставил меня задуматься. Я никогда не считал свои камеры по порядковым номерам! Перед глазами за мгновение промелькнули годы истории. Истории и моей, и фототехники. От Смены-2, которая досталась мне от мамы, до К-70, камеры, которая готовилась стать моей и уже приятно легла в руку. Она оказалась седьмой по счёту, которая называлась «Pentax». Не думайте, что я успел «сносить» столько камер за пару последних лет! Первая из моих зеркальных «иномарок» называлась МХ, в те времена это было немногим хуже «мерседеса», а в определённых узких кругах ещё и «покруче». Надо сказать, что МХ до сих пор хорошо и надёжно работает. Да и первая «цифро-зеркалка» моя K-20, тоже жива и вполне работоспособна. Перед «семидесяткой» моей основной камерой, в последние 3 года, была К-5II. Да, камеры стали менять друг друга чаще. Что же меня не устраивало, и почему я решил обзавестись ещё одной? Или моя К-5II устарела и её пора «на пенсию»? Такие вопросы могут у вас справедливо возникнуть, и я постараюсь на них ответить.

Тут вместе сложилось сразу несколько факторов. Я давно посматривал на К-3II, но вот отсутствие у этой камеры поворотного экрана, штуки часто востребованной, меня останавливало. Потому я так и не стал её обладателем. Или пока не стал… Появление в июле 2016г. 70-ки сразу привлекло моё внимание. Причём привлёк именно комплект камеры и объектива 18-135, который я и приобрёл в итоге. И не только поворотный экран стал решающим фактором. Самым главным, почему моё внимание было обращено на этот «компромиссный» набор, был вес. Камера с объективом весит меньше килограмма. Если взять К-5II, с батарейным блоком, и пару объективов 16-50/2.8 и 50-135/2.8 их суммарный вес будет много больше. Говорить о том что «я всегда с собой беру…» уже становится сложно. Тяжело и неудобно в нашем «антиобщественном» транспорте. При этом перестановка объектива на середине диапазона – тоже потеря времени. Оба объектива конечно шикарны и очень мне нравятся, но существует одно «но»! Их качество избыточно для большинства «повседневных» задач. Часто в институте приходится заниматься «протокольной» съёмкой, для интернет-публикаций, или отпечатков 15х21см. На такое хватит и «мыльницы» или даже хорошего телефона. Вот как альтернатива мыльницы и рассматривалась мною новая камера. Ну и конечно возможность использовать её со всем парком сменной оптики накопившемся у меня, нельзя сбрасывать со счетов.

Несколько лет в возрасте современных цифровых камер, это не одно их поколение. Уж слишком быстро всё меняется. И камера быстро устаревает. В новой камере и мегапикселей в полтора раза больше чем в моей 5-ке и светочувствительность, в тех самых ISO повыше, но это не самое главное. Главное, что бы было удобно. Этот вопрос легко решался ещё до покупки. Пришел в магазин и мне дали камеру подержать-поснимать, на мою карту памяти и подумать. Спасибо персоналу «Невского 88», очень корректно, разумно и приятно! В момент знакомства с камерой меня больше интересовала работа следящего автофокуса в помещении, причём именно в комплекте с указанным объективом, и, разумеется, максимально возможная светочувствительность (ISO) для съёмки в помещении освещённого новомодно по энергосберегающим технологиям. Эту съёмку я производил в помещении самого магазина. «Следилка» хорошо справилась, когда я быстрым шагом приближался к небольшому плакату на стене.

А вот с максимальной чувствительностью вышел казус! При установленном ISO в 6400 и 12800 (выдержки при этом были 1/500 и 1/1000 секунды) половина и четверть кадра стали вдруг сильно желтить! Такого я никак не мог ожидать от свежей камеры! Потом я понял, что люминесцентные лампы тоже мерцают и мне удалось поймать их мерцание. Тем не менее, сравнивая результаты, я для себя понял, что моя 5-ка на 1600ед. шумит так же как 70-ка на 6400ед. С учётом более «тёмного» зума, получается приблизительно одинаково, по длине выдержки. Но зато с сильной потерей в весе. Хотя более новый вариант «антитряса» давал даже небольшую выгоду, но «антитряс» - штука спорная. Даже если удаётся удержать камеру на длинной выдежке ещё не факт, что объект съёмки замрёт на то же время!

Я и не претендую на объективность моих оценок. Они сугубо субъективны! У каждого и критерии для оценки камеры и её "шума" свои. Выбирайте сами, и выбирайте на основе разумных тестов проведённых самостоятельно, а не на основе слухов и баек из сети.

Камера хорошо легла в новый рюкзачок купленный для её повседневного ношения. В рюкзаке осталось ещё достаточно места и для похудевшего при покупке кошелька и пакета с бутербродами и других приятных мелочей. Найдётся место и для «полтинника» со вспышкой. И что самое удобное, поставив рюкзачок на колени можно на него положить руки, на них склонить голову и сладко спать в электричке. Живу я в Ломоносове и путь на работу включает и час в электричке, так что такой нюанс тоже очень актуален.

Известный герой Коэльо оценивая что либо, предмет или событие всегда брал листик бумаги, делил его на две части в одной из которых писал что нравится или что хорошо, а в другой что не нравится или что плохо. А уж потом пускался в долгие аналитические «дебри», порой сам противореча себе. Попробую и я пойти таким путём и постараюсь противоречий избежать, ну или хотя бы минимизировать.

Итак, что не понравилось:

1. Отсутствие привычного ЖК-дисплея на верхней крышке камеры. Поднося к глазу камеру, всегда успеваешь заметить в каком она режиме и куда положить пальцы, что бы подкорректировать что требуется. Это конечно дань компактности и весу. Всё хорошо и крупно видно на экране камеры. Видоискатель своей информативности не потерял, и достаточно быстро привыкаешь, управлять камерой не отрывая от него взгляда.

2. Отсутствие на головке режимов буковки «Х» что означало режим съёмки с внешними вспышками. Так как в студийной съёмке я предпочитаю пользоваться именно вспышками, то такое упрощение не порадовало. Можно пользоваться обычным «М». Только не касаться колёсика изменяющего выдержку.

3. Нет репетитора диафрагмы. Вместо него на кольце включения вокруг спусковой кнопки включение «видео» и нет возможности перепрограммировать, как это было раньше, на 20-ке, к примеру. Хотя для видеолюбителей это лучше, тем более что возможности видеосъёмки в фотокамерах растут не по моделям, а по прошивкам даже. Ну почему не сделать отдельно прошивку под видеолюбителей и прошивку под фото-маньяков? Было бы удобнее и тем и другим!

4. В настройках баланса белого не появилось никаких преднастроек под светодиодное освещение. Это претензия не к конкретной камере, а ко всем производителям камер. Пора бы уже, а?

5. Не нашел у встроенной вспышки возможности беспроводного управления согласованными. Наверное это не совсем недостаток. Скорее недостатком само является наличие встроенной вспышки. Тем более у влагозащищённой камеры. Но это моё субъективное суждение.

Что понравилось:

1. Вес камеры и объектива. Это опять же очень субъективно, но я бы повторил этот пункт трижды!

2. Привычность управления камерой. Из необычного только совмещение кнопки «LV» и «корзины», что впрочем не вызвало ошибок при работе. Это опять же дань компактности.

3. Резвость процессора камеры. Если на 5-ке кадры при съёмке HDR «сшивались» около минуты, то тут, при полуторократном перевесе в мегапикселах это занимает 2-3 секунды. Сама возможность автоматического HDR может вызывать споры, но тем не менее. И камера, при съёмке HDR кроме JPEG файла записывает и RAW, что 5-ка не делала.

4. Pixels Shift Resolution – Это действительно работает! Это действительно можно увидеть. И тот же RAW получается вчетверо больше – почти 120МБ. Как ни крути, но при съёмке с обычным разрешением мы обманываемся вчетверо. Но об этом подробнее после. Хотя надо признать, что для интернет-публикаций и печати даже 30х45 фотографий разницу вряд ли можно почувствовать. Но об этом надо будет поговорить подробнее.

5. Максимальная рабочая чувствительность увеличилась на 2 ступени (до 6400 ед. ISO). Это очень субъективно, но для меня это так.

6. Поворотный экран! Как же я мог про это забыть. Позволяет в режиме LV контролировать кадр, не подпрыгивая и не падая до нужной точки съёмки. Это несомненное достоинство.

7. Совместимость со всеми «старыми» объективами при фотосъёмке уже воспринялась как должное. Но зато появились ограничения по видеосъёмке, что для меня не так важно.

8. Возможность управления со смартфона камерой по Wi-Fi. Работает, достаточно интересная функция, но как применить не очень понятно. Первая мысль – для «селфи». Но это скорее «кинуть понты» перед знакомыми.

9. Возможность последовательные снимки через интервал сразу сохранять в виде видеофайла.

Думаю, что надо разобраться с некоторыми пунктами подробнее, как и было обещано!

Камера на удивление быстро собирает несколько кадров в один. Это касается и HDR и Pixels Shift Resolution. Казалось, мегапикселей больше чем в моей 5-ке в полтора раза, есть что посчитать. Долго ждать не приходится, процессор камеры справляется с этой задачей за пару секунд. Так что в отличии от, теперь уже «старой», моей 5-ки режим вполне оперативный. Не приходится ждать, около минуты почти, пока она «склеит» кадры и будет способна к дальнейшей съёмке. Приятно удивило, что камера может записать на карту не только JPEG, но и DNG файл, причём втрое «потолстевший» до почти 90МБ, и за компьютером можно будет заняться этим файлом «всерьёз». Запись конечно занимает время, и карту памяти надо выбирать с высокой скоростью записи, а такие - редкий и дорогой гость на прилавках. Я не являюсь особым поклонником HDR, но иногда и им можно пользоваться, особенно если без фанатизма. Быть может какие-то пейзажи станут более интересными.

Фото 1. 53 мм, 1/13, F8, ISO 100, cкачать фото в формате DNG

Фото 2. 53 мм, 1/13, F8, ISO 100, HDR, cкачать фото в формате DNG

 

Для «тестирования» камеры был собран небольшой натюрморт. В его состав был включен меховой хвост, дабы в полной мере оценить последствия сдвига пикселей. Приведу пример, реализации HDR на таком натюрморте, забавно получилось. Фото 1 демонстрирует натюрморт в режиме обычной съёмки, на Фото 2 самый «жесткий и навороченный» HDR. Фотоаппарат был установлен на штатив, освещение – пара «пилотных галогенок» на моноблоках – вспышках без рассеивателей. Объектив был установлен на середину -50мм. Судя по EXIF вышло 53 мм. Диафрагма - 8. Особо хочу отметить про объектив. Конечно, для тестирования сдвига пикселей правильнее было бы установить «полтинник», но я тестировал именно камеру и объектив. Потому вся съёмка проведена именно с 18-135.

Фото 3. ISO 200 Фото 4. ISO 400
Фото 5. ISO 800 Фото 6. ISO 1600
Фото 7. 53 мм, 1/13, ISO 3200 Фото 8. 53 мм, 1/13, ISO 6400
Фото 9. ISO 12800 Фото 10. ISO 25600
Фото 11. ISO 51200 Фото 12. ISO 65535
   
   

Далее этот же самый натюрморт был сфотографирован с различным значением светочувствительности ISO. У современных камер меня больше ограничивает не верхний предел чувствительности, а нижний. 100 единиц это многовато. Хотелось, чтобы начало диапазона было на уровне 25-32 единиц. Да, знаю я про серый светофильтр, есть такой, пользуюсь. Но тем не менее. Я приведу файлы, начиная с 200 единиц ISO до 65535. Соответственно фото 3-12. В каждом следующем чувствительность увеличивалась вдвое. Исключение лишь последний где, она изменяется с 51200 до 65535. Естественно шаг изменения ISO может быть и меньше. Максимально приемлемую, можно выбирать из различных критериев. Они будут разными для различных ситуаций. Но тем не менее, я могу однозначно сказать, что тот запрет для себя, который я установил в К-5II на 1600 единиц для «семидесятки» находится на уровне 6400-12800. Чувствительность 6400 вполне рабочая и приемлемая для съёмки. Тут уже каждый решает для себя. Помнится, как-то на съёмку гонок я взял пару роликов плёнки чувствительностью 1600 единиц (обычно бралась плёнка 100 или 400 единиц). Потом напечатав фотографии 10х15, я ужаснулся «зернищем»… С тех пор прошло уже около 20 лет. Могу сказать, что критерии сильно поменялись. «Семидесятка» такую «зернистость» начинает демонстрировать на 65535. Надо заметить, что плёнка давала только зернистость, цветного шума на ней не было, и цветопередача не искажалась.

Все эти снимки были сделаны на «заводских» настройках камеры, А ведь цветовые шумы можно её немного «задавить» настройками камеры. Тем более, если не нужны отпечатки большого формата.

Фото 13. 53 мм, 1/8, F8, ISO 400. Скачать фото в формате DNG

Фото 14. 53 мм, 1/8, F8, ISO 400, Pixel Shift Resolution вкл., Motion Correction вкл. Скачать фото в формате DNG

Фото 15. 53 мм, 1/8, F8, ISO 400, Pixel Shift Resolution вкл., Motion Correction выкл. Скачать фото в формате DNG

Ну вот, наконец-то мы вплотную приблизились к самому интересному, к сдвигу пикселей. У камеры 2 режима его отработки. С компенсацией движения в кадре (или самого кадра) и без. Натюрморт, стоящий на столе шевелиться и не пытался, разве что ворсинки мехового хвоста могли шевелиться в потоках воздуха, камера тоже стояла на штативе. Но я сделал 3 кадра. Один в стандартном режиме фото 13 и два с различными режимами камеры. Фото 14 с включением компенсации перемещения и фото 15 с выключенной компенсацией. На иконках настроек это обозначается МС. В кадр помещена бумажка с надписью «normal», МС и МС перечёркнуто.

Сразу же все три кадра были напечатаны на минилабе в режиме real size, то есть в таком, когда размер изображения не пересчитывается, а печать идёт пиксел в пиксел с разрешением 300dpi. И долго смотрел на отпечатки, почёсывая потылицу. Разницы не было заметно. Софт лаборатории нивелировал все возможные различия. Ну уж во всяком случае в резкости и в разрешении. Да, я заметил, что блик на часах в режиме сдвига пикселей оказался более проработанным, в нем были детали и полутона, но и только. Тогда я эти же файлы напечатал на струйнике 9890 по ширине 61см. Даже в таком виде разницы я почти не ощутил. Драйвер принтера тоже поработал. Разница была скорее в тонкости передачи полутонов. Белое пятно на мехе оказалось не белым а с лёгкими полутонами. Да и блик на часах стал не совсем бликом. Ворсинки меха стали тоньше. Общее впечатление от сравнения фотографий было двойственным. Создавалось первое впечатление что фотографии с технологией сдвига пикселей более нерезки, но в них больше пластики и они казались более естественными. Я просил оценить эти фотографии и моих студентов. Один из них сказал фразу которую можно дать в качестве итога такого тестирования: указав на фотографию, сделанную без сдвига пикселей, он произнёс: «А зачем здесь так грубо сделан unsharp?»

Да, режим сдвига пикселей даёт ощутимый рост детализации и пластичности изображения. Он конечно имеет определённые ограничения, вряд ли в таком режиме удастся сфотографировать скачущую лошадь или что-то динамичное, но для пейзажей, к примеру, он будет весьма и весьма кстати. Для интернет-публикаций он тоже не даст значительных улучшений. Разница в фотографиях начинает быть заметной с формата печати 40х60см. Или есть печатается часть кадра меньшего размера.

Для иллюстрации режима работы сдвига пикселей я приведу по 3 фрагмента фотографий 13 14 и 15. Это фото 16, 17 и 18. Это отображения фрагментов трёх файлов, в которых хорошо видны различия. Нижний фрагмент это фотография без сдвига, средний - сдвиг с компенсацией движения и верхний без компенсации. Особенно наглядно выглядят на фото 18 более тонкие ворсинки меха. Можно загрузить этот файл в фотошоп, к примеру, и немного увеличить резкость, сразу всё будет понятно. Картинка без сдвига пикселей грубеет, а две другие становятся резче. Можно долго спорить о нужности этой функции, а можно просто её использовать, когда это нужно.

Фото 16. Сравнение аналогичного фрагмента на трех изображениях. Нижний фрагмент это фотография без сдвига, средний - сдвиг с компенсацией движения и верхний без компенсации.

Фото 17. Сравнение аналогичного фрагмента на трех изображениях. Нижний фрагмент это фотография без сдвига, средний - сдвиг с компенсацией движения и верхний без компенсации.

Фото 18. Сравнение аналогичного фрагмента на трех изображениях. Нижний фрагмент это фотография без сдвига, средний - сдвиг с компенсацией движения и верхний без компенсации.

Ещё одна замечательная «фишка» камеры – беспроводное управление со смартфона. Скачал программу для моего «андрофона», она бесплатная. Установил, запустил. Связь установилась и я увидел на экране своего мобильника то же что и на дисплее камеры в режиме LV. Да, есть возможность управлять экспозицией, фокусировкой, менять чувствительность. Всё в пределах установленного на камере режима съёмки. Повеселил меня телефон, который сообщил, что через фотоаппарат не может выйти в интернет.

Как эту функцию использовать и не знаю даже. Скрытой камеры из зеркалки не получится. Использовать для съёмки «селфи» управляя процессом с телефона можно, но уж больно как-то непросто. Хотя в компании такое действо будет иметь большой успех. Хотя эта функция скорее похожа не просто на поворотный экран, а на выносной экран камеры, что тоже может оказаться полезным. Можно змей ядовитых сфотографировать вполне безопасно. Или установить камеру рядом с птичьим гнездом, а самому спрятаться за деревом…

И после съёмки можно взять готовую фотографию и сразу выложить в интернет со смартфона. Наверное, такая функция тоже интересна. Я обычно предпочитаю показывать «сырую» съёмку, а довести отснятое «до ума». А вот показывать или самому просматривать только отснятое на экране смартфона удобнее. И картинка будет покрупнее и камера целее. Освободить карту памяти выложив отснятый материал в «облако» - тоже сомнительное удовольствие. Проще купить новую карту, а там где её не купить, и интернета не будет, скорее всего.

Мои студенты предложили очень интересную версию использования функции Wi-Fi управления. Они на занятиях фотографируют в павильонах гипсовые головы. Сначала используя цифровую камеру для установки света и экспозиции, после одобрения снимают то же самое на плёнку. Так вот, Для одобрения светового рисунка достаточно взглянуть на экран мобильника а не выходить в съёмочный павильон. Заманчиво конечно.

Под занавес хочется повторно «поворчать» на производителей цифровых камер, на всех вместе. Поворчать по поводу предустановок баланса белого. Повторяюсь, но тем не менее… В «семидесятке» есть 4 предустановки под люминесцентные лампы, и нет ни одной под светодиоды. А светодиодных осветителей выпускается уже давно большое количество. Пора бы добавить в меню камер и их. Хотя к К-70 особых претензий нет. Со светодиодным светом она очень неплохо справляется и на «автомате». И даже со смешанным освещением, и с интеллектуальной настройкой цветовой температуры для отдельных частей кадра тоже всё очень и очень неплохо.

Ну что ещё сказать. Купил я эту камеру и доволен. Кроме лёгкости, в смысле небольшого веса, я получил массу «бонусов» с которыми ещё не до конца разобрался.

Уже даже случилась и протокольная съёмка, в которой всё получилось как нельзя лучше. Остаётся пережить декабрь и начало января, и дождаться хорошей солнечной погоды.

Фото и текст Смирнов Андрей, as-ff@yandex.ru

В начало