Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Обзор Ricoh GR II от Ильи Слонского

Илья Слонский — фотограф, участвовавший в проекте-испытании «365 фотографий», написал обзор на камеру Ricoh GR II. 

Всем привет! В последнее время я каждый день снимаю на Ricoh GR II. Это одна из самых компактных и лёгких беззеркалок с матрицей формата APS-C, которые сейчас продаются. И, на мой взгляд, самая удобная.

За годы я перепробовал довольно много разных компактных беззеркалок, так как сознательно шёл по пути максимального уменьшения камеры (до подорожания плёнки я довольно много снимал на компактную дальномерку Minolta CLE, наследницу Leica CL). До GR II я несколько лет снимал преимущественно на айфон (ага!), до айфона — на Fujifilm X100. К фуджикам я вообще хорошо отношусь, поэтому для сравнения лоб в лоб на неделю специально взял Fujifilm Х70, одноклассника Ricoh — убедиться, что я сделал правильный выбор.

Ricoh GR II камера довольно редкая, поэтому с ней бывает путаница даже на Яндекс.маркете. Внесём ясность: это не Ricoh GR Digital. Со словом Digital было выпущено аж 4 камеры (от I до IV), после чего от «диджитала» избавились, так что пятая стала просто Ricoh GR. После неё вышла Ricoh GR II, с wi-fi, чуть более скоростной серией и другими мелкими изменениями. Главное отличие: в древней линейке со словом Digital матрицы маленькие, 1/1.8” и 1/1.7”. В новых GR — полноценная APS-C с кропом 1.6.

Я начал вести проект 365 и понял, что телефона не хватает (вернее, телефон подталкивает к статике, а я хочу снимать и людей тоже, ну и вечером не так страдать).

Дней через десять после начала проекта я очень удачно купил заслуженный Х100 (уже второй в моей жизни) и начал ходить с ним в кармане куртки. Айфон оставался в кармане джинсов. Через неделю я начал ловить себя на том, что на фуджик я не снимаю, даже если он у меня в кармане, а достаю его только в сумерках или в помещении. В режим «люди» я перехожу, только когда фотоаппарат в руке — иначе не успеть. Всякие абстракции настолько удобно снимать телефоном, что лезть за Х100 тоже лень: айфоном один жест, клик и в продакшн. С фуджиком в кармане (про в рюкзаке я даже не говорю) десятки замеченных штук остаются только в голове. Я обращаю на них внимание, но прохожу мимо, потому что кажется, что они не стоят усилий по извлечению фотоаппарата.

Тогда я сформулировал три основных критерия:

— компактность (мне нужен фотоаппарат еще меньше и легче, чем Х100, максимально плоский и лёгкий, чтобы я его едва ощущал в кармане куртки и не боялся случайно ударить об углы при ходьбе)

— размер матрицы (если матрица не будет хотя бы APS–C, то проще остаться с айфоном)

— скорость включения и готовность снимать (почти нулевой лаг — как у взрослых фотоаппаратов).

Дополнительные пожелания:

— привычное фокусное (мне совершенно не нужны трудности с заменой объективов, я хорошо знаю свои сюжеты, так что лучше всего подходят 28 мм, 35 тоже норм, но уже тесновато)

— невзрачность (я не хотел нарядный фотик, который выглядит дорого и модно и выделяет тебя в толпе как человека с фотоаппаратом)

— желателен откидной экран

По всем критериям, кроме последнего, Ricoh GR подходил лучше всех. С ним ноздря в ноздрю шел Х70. Я начал активно читать обзоры и понял, что меня подкупает ориентация на стрит-специфику у Ricoh.

Конечно, меня волновало отсутствие видоискателя — к такому нужно привыкнуть. Но быстрые движущиеся сюжеты все равно снимаются почти вслепую, а статичным городским натюрмортам оптический видоискатель только мешает (он куда менее удобен, чем большой экран сзади). Так что обмен видоискателя на компактность меня не волновал вообще.

Когда GR II приехал, я походил с ним недельку и понял, что для меня это очень удачная модель. Недолгое время меня грыз червь сомнений: «А не следовало ли взять симпампулю Х70 с откидным экраном?». За следующие три месяца я успел поснимать на GR почти все сценарии, кроме разве что предметки/фудфото: репортаж, портрет, стрит, городские пейзажи и абстракции.

Совсем недавно я выгулял Х70 и понял: GR по всем ключевым параметрам выигрывает. Рассказываю о своих субъективных впечатлениях (допускаю, что где-то мог натупить и не разобраться, но я честно старался выжать максимум для себя).

ФОКУС

Во-первых, во-вторых и в-третьих: фокус. GR фокусируется быстрее и цепче, чем Х70 или первый Х100 с самой свежей прошивкой. Самое главное — в нём нет этой странной нерешительности, характерной для Фуджи.

Поясню: если Фуджи не уверен, что зацепился, он может жужжать фокусом секунду-две, и все равно ничего не снять (просто не щёлкнет затвором). Или щёлкнет, но сюжет к тому моменту давно убежит. Рико попробует сфокусироваться, но даже если цепанёт за что-то не то, аппарат сделает кадр, а ты, хозяин, уже разбирайся. Согласитесь, кадр с не совсем точным фокусом — бесконечно лучше, чем отсутствие кадра вообще.

И другое критичное отличие. В режиме single shot, если не отпускать кнопку спуска полностью между кадрами, Рико сохраняет взятую фокусировку. Обычная история при стрит-охоте: зажимаешь кнопку наполовину, берешь фокус, поджидаешь кадр, в нужный момент дожимаешь — готово. Отпускаешь наполовину (фокус сохраняется), подправляешь кадрирование — дожимаешь, снова щелк. Пока кнопка не отжата полностью, Рико не будет пытаться перефокусироваться. Получается этакий гибридный однокадровый/многокадровый режим, всё очень естественно и логично. Честно, я не понимаю, как может быть иначе.

Фуджи, если не перевести его в режим поливайки, между кадрами обязательно попытается уточнить фокус по активной точке фокусировки. Это поведение можно обойти, если сфокусироваться через фокус-лок и дальше стрелять уже в залоченном режиме. Я помню этот костыль по Х100, но и на Х70 он, похоже, остаётся единственным вариантом снять быстро несколько кадров без возни с фокусом и не переходя в серийный режим.

Результат: на тестовой прогулке в ранние сумерки примерно в половине случаев я грозно шептал: «Снимай, снимай же!», потому что фудж просто отказывался делать кадр или прыгал фокусом между кадрами. Это было фиаско.

РАЗМЕРЫ

Фудж значительно тяжелее. В кармане он ощущается как этакая гирька, которая при расстегнутой куртке так и стремиться к удару об какой-нибудь косяк или угол торгового ряда. Рико гораздо легче, тоньше и менее громоздкий в целом, чем X100.

Вот две камеры рядом: Fujifilm X100 и Ricoh GR II.

А вот Ricoh рядом с айфоном 5S. Наверное, все хорошо помнят, какой он был малыш. Офигеть, да? Фотоаппарат, сравнимый по габаритам с айфоном!

В выключенном состоянии Рико тоньше, чем Х70, он влезает в карман джинсов. В куртке, даже легкой ветровке, я его не ощущаю вообще. Х70, при всей своей миниатюрности, переходит некую границу неощутимости. Ну а Х100 вообще только в зимнюю/осеннюю куртку можно закинуть, в летней куртке или кармане шорт его не поносить в принципе.

При этом Рико тоже металлический (из магниевого сплава), окрашен приятной такой матовой краской с порошковой текстурой. Если корпус много и долго трётся обо что-то, то чёрное покрытие облезает до серебристой основы: у моего металлический уголок показался месяца за три ношения в кармане.

ГОТОВНОСТЬ К СЪЕМКЕ

Тут Фуджи тоже проигрывает из-за идиотской, по-другому не сказать, крышки объектива. Да, она красивая. И да, она мешает. Очень мешает. В кармане без крышки ты Фуджи носить не будешь — жаль объектив. Чтобы снять попавшийся сюжет, ты должен сделать ряд действий: запустить руку в карман, вытащить камеру, другой рукой снять крышку, убрать куда-то крышку или снимать с ней в руках.

Мой сценарий с Рико такой: он валяется в кармане выключенный, за объектив не страшно, так как он прикрыт автоматическими шторками. Если я вижу на улице что–то интересное, я запускаю правую руку в карман, берусь за выступающую часть корпуса, большой палец при этом сам собой ложится на кнопку ВКЛ. Я ее нажимаю еще в кармане. Пока рука с фотоаппаратом поднимается на уровень груди, объектив уже выехал и фотик готов снимать. Между нажатием на ВКЛ и готовностью к съемке проходит около секунды.

Кроме того, для совсем быстрых гонзалезов в рико есть специальный режим Full Press Snap: это особая настройка, которая задаёт расстояние фокусировки для первого кадра сразу после пробуждения аппарата. То есть если ты нажимаешь на ВКЛ и сразу зажимаешь спуск, аппарат сделает кадр на этом расстоянии в тот же момент, как проснётся, не тратя даже доли секунды на фокусировку. Пригождается это редко, но, опять же, помогает получить предсказуемый кадр максимально быстро, что бесконечно лучше, чем отсутствие кадра в принципе. В этот же режим (фактически — съемка по шкале) можно переключиться и после включения, тогда рико будет снимать на предустановленном расстоянии фокуса, пока не вернешься в обычный автофокус.

Вот, кстати, пример, сделанной на фуллпрессснапе. Не шедевр, но вполне рабочая стрит-фоточка, которая бы сбежала через долю секунды.

ЭРГОНОМИКА

Ну, тут уже вкус и цвет, оба молодцы. У Фуджи всё, как всегда, хорошо с крутилками, их много, на свежих моделях их сделали более тугими, что не может не радовать (на первом Х100 диск экспокоррекции все время сбивался в кармане).

У Рико крутилок почти нет (есть одна — с режимами съемки), но это не значит, что он неудобный. Наоборот, все, кто держал его в руках, удивлялись, как круто всё ложится под пальцы ОДНОЙ (это важно!) руки. GR’ом можно полноценно пользоваться, даже если вторая рука привязана к туловищу.

Вместо крутилок здесь есть три качельки: две для экспопары (диафрагму–выдержку гонять туда-сюда), третья — для экспокоррекции при установленной паре. Очень круто работает автоисо — я лично большинство кадров делаю в режиме «Приоритет выдержки + диафрагмы», то есть их выставляю я сам, а камера подстраивает исо в пределах заданного коридора. Впрочем, у Фуджи такое тоже есть.

А вот что меня искренне не обрадовало, так это вывод на экран всяческих параметров. И тут удобство тоже не в пользу Фуджи. Да, что конкретно выводится на экран — можно настроить. Но только у Фуджи вся эта петрушка (выдержки, диафрагмы, исо и проч.), если выводится, то прямо поверх сюжета, даже когда ты уже взял фокус и подпиливаешь композицию. А у Рико для этого есть отдельная полосочка внизу экрана, на ней после полунажатия остаётся все самое важное, а собственно кадр выводится чистым и ничем не перекрывается. Это такая характерная деталь, из которой я делаю далеко идущие выводы касательно юзабилистов пентакса и фуджа.

А ТЕПЕРЬ — СЛАЙДЫ

 

 

 

 

 

 

В начало