Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Осознание фотоискусства

Я и мой старый Pentax LX. Вместе мы - одно, цельное продолжение друг друга. Символ всего сотворенного что неминуемо заключает в себе начало и конец, минус и плюс, верх и низ.  Вместе мы наблюдаем за людьми, не случайно встреченными нами на улицах гранитно седого Порту. 

Мою камеру зовут Тень, Тень сопровождающая меня повсюду и делающая это так естественно, что я не могу даже позволить себе подумать о существовании в ее отсутствии.

Моя Тень намного старше меня, выбитый на нижней крышке номер недвусмысленно говорит о годе ее выпуска. Но старые камеры в отличие от нас, людей, не стареют, а лишь приобретают опыт.

Тень капризна и как любая красивая женщина, она, зная себе цену, позволяет себе не скрывать своих недостатков и аппетитов, своих желаний и требований адресованных к моей скромной персоне имевшей смелость овладеть ей.

Тень решительно отказывается от когда то бывшей самой важной своей функции - прекрасно устроенного автоматического режима экспозиции, на который в свое время делали ставку инженеры компании Pentax. Она говорит что ее красота совсем не в этом, и в момент когда она говорит мне это, я внезапно ощущаю ее вес, чувствую плавные линии рукояти прочно сдерживаемые моей рукой, чувствую холод излучаемый черной как ночь сталью.

“Я надежна как ничто из всего того чем ты обладаешь”  говорит мне Тень и требует чтобы я поднес ее к глазам и взвел затвор на скорости 125. Щелчок и титановая конструкция зеркала шумно опускается вниз. Люблю ее за это все.

Пространно о важном

Мы ищем себя в собственных снимках. Многие из нас этого не понимают, но я уверяю вас - каждый из нас ищет себя в своих снимках.  Не важно чему мы отдаем предпочтение, какому жанру, каким желаниям мы потакаем называя себя фотографами, каждый из нас, снимая портрет, ловя пробегающего мимо прохожего, выстраивая кадр центром которого является прекрасная модель расположившаяся в бархатном кресле в студийном помещении, наконец, затаив дыхание от изумления наступившего в момент когда Солнце понеслось под горизонт и все вокруг окрасилось в новые, безумно красивые краски, даже в этой ситуации, когда мы с замиранием сердца нажимаем на кнопку затвора - мы ищем и чаще всего, находим в этом себя.

Человек состоит из бесчисленного множества переменных, сплетенных в единое целое Великим Создателем. В большинстве случаев незаметно для себя самих, мы выстраиваем каждый момент своей жизни так, как того требует наше естество. Мы хотим именно того, к чему мы стремимся и даже тогда, когда не отдаем себе в этом отчет, мы совершаем действие тогда, когда как нам кажется наступает подходящий момент. Подходящий, для того, что бы мы могли получить то, к чему стремились. Некий результат, удовлетворивший бы наши желания, а в случае с фотографией - воплотивший во внешние образы хотя бы малую часть нашего внутреннего мира.

Фотография - удивительное ремесло. С самого начала я чувствовал насколько оно полно магического, совершенно нечеловеческого смысла и духа. Как метафорично все что так или иначе с фотографией связано, насколько сложна она к пониманию в своей истинной, изначальной форме и как порой могут быть обманчивы образы, ей создаваемые.

Художник имеет возможность творить миры используя один единственный, свой, внутренний мир. Выражая себя посредством художественных инструментов, он рисует картины, давая пощупать созданное тем, кто их  наблюдает.

У нас нет такой опции, ведь мы ограничены фиксацией момента, остановкой времени в том его моменте, который застали мы, который увидели собственными глазами и который стал для нас чем то важным, чем то, что побудило нас его зафиксировать.

Когда мы создаем снимок, знаем мы это или нет, но мы сливаемся в единое целое с несколькими переменными: временем, местом и событием. На долю секунды мы сами становимся каждой из этих трех переменных и своим действием воплощаем их изначальную суть.

Тень заряжена Kodak Double X 250, в катушке 24 кадра и я естественно об этом знаю и всегда держу в уме. Я стараюсь оценивать и контролировать все свои действия на улице, вымерять каждый кадр, потому что в моем случае, я очень не люблю когда при проявке обнаруживаются левые снимки, те, которых не должно или могло бы не быть. Поэтому все что я в итоге снимаю - в какой то степени является воплощением меня самого в тот короткий миг, когда я нажимал на кнопку спуска и оказывался единым с временем, местом и событием.

Художники кстати находятся в подобном состоянии слияния гораздо дольше чем мы, на протяжении не только самого процесса рисования, но и во время планирования и в целом обдумывания своего творения, они продолжают пребывать в этом состоянии достаточно длительный срок. Мы же обречены на резкие, мимолетные вспышки соединяющие нас с окружающим миром, и эти вспышки, эти острые как лезвие хирургического инструмента моменты очень часто становятся именно теми снимками, глядя на которые люди с восхищением произносят лакомое для всех нас слово - гениально.

Фотография помогает видеть, учит смотреть вглубь, проникать сквозь застывшую поверхность вещей, привычных и понятных нам вещей. Живя в Порту и переехав сюда из Москвы, а до Москвы я обитал в Торонто, для меня как для бывшего жителя двух огромных мегаполисов Порту - не более чем провинциальный центр, небольшой уютный город, по духу похожий на Санкт Петербург, который я всем сердцем люблю. Немного хмурый, гранитный город расположенный на берегу древней реки, город, населенный по большей части действительно приятными, интеллигентными людьми. Я могу сказать что Порту неплохой город для уличной фотографии (если так вообще можно выразиться), в нем есть свой шарм и есть что то, что весьма недурно смотрится на снимках, но тем не менее это не город, который легко позволит вам бесконечное количество раз, безвылазно творить в своих стенах.

За несколько месяцев я обошел каждую улицу, заглянул в каждое окно, посидел в каждом парке и сквере. Спустя это время наши с Тенью каждодневные фото прогулки превратились в обход владений, в которых не происходит ровным счетом ничего нового (на первый взгляд), не случается чего то что заставило бы в спешке дергать затвор и выстраивать композицию на бегу. Как в знаменитом фильме о повторении с Томом Хэнксом, и я и моя Тень находимся в путешествии по кулуарам замкнутого круга и конца и края этому не видно.

Сначала это обстоятельство сильно меня огорчало, но спустя какое то время я вспомнил что уже очень давно не верю в случайности, зная, что все что с нами происходит имеет под собой основание, все что с нами случается - имеет свою цель и как правило, цель эта заключается в том, что бы сделать нас лучше, быстрее, сильнее и так далее. И тут я понял что огорчаясь неизменному повторению событий, я отворачиваюсь от самой сути уличной фотографии - видеть прекрасное в обыденном. Переспав с этой мыслью, схватив в руки Тень, я в буквальном смысле выбегаю на улицу и с распростертыми объятиями встречаю каждый момент совпадающий с моим ощущением мира.

Я вижу прекрасное в мальчишке тянущем родителя за руку в попытке перебежать проезжую часть, замечаю отражение собственного счастья в улыбке пожилого португальца несущего в руках горячий, только что испеченный хлеб, ощущаю накал страстей заметив ругающуюся парочку в самом центре площади Либердаде. Я вижу их всех как единое целое, как нечто, что само по себе, просто существуя говорит мне:  посмотри вокруг, каждый из нас сегодня здесь для тебя, для тебя и твоей Тени. И я снова радуюсь каждой минуте проведенной рядом с ними, вблизи этих прекрасных душ, дающих мне возможность быть фотографом для каждого из них.

В большинстве случаев я просто делаю то, что умею делать, не забивая свою голову вопросами, догадками и домыслами о причинах и сути происходящего. Но иногда я по неосознанным причинам ставлю себе задачу проникнуть вглубь нашего ремесла, осознать его подобно тому как буддист осознает себя, отделяясь от тела и исключая всякую принадлежность к нему. Так и я отстраняясь, совершаю попытки осознать не только причины своего увлечения фотографией, но и саму суть фотоискусства, его причины и влияние на наши жизни, взгляды и поступки.

Ничто не проходит бесследно. Эта истина ставшая постулатом, проверенная тысячелетиями и не требующая более никакого подтверждения. Каждый может сам проверить ее лишь немного поразмышляв о том, как например повлиял отцовский ремень на склад характера уже взрослого мужчины, или что оставил после себя первый и оттого такой сильный сексуальный опыт, или может быть кто то вспомнит давние но свежие в памяти слова посвященные первой любви и протянет от них нить к чему то, что явственно и очевидно в его характере сегодня. Все что с нами происходит, незримо формирует нас, делает нас теми, кто мы есть.

Так и с фотографией. Если это увлечение серьезно, если становится частью человеческой жизни, то оно меняет настолько, что как говорится, фотографа будет видно из далека.

Фотография научила меня ценить жизнь такой, какая она есть и в вещах простых и понятных находить величие и красоту первозданного замысла.

Я держу Тень правой рукой, крепко сжимая рукоять сливаюсь с ней в единое целое. Мои глаза как радары сканируют людей, птиц, окна и стены отражают их сигналы. Выйдя на центральную площадь Порту, уже спустя несколько секунд я вижу ее как схему, завершенный план призывающий меня к действиям. И я действую незамедлительно. Машинально взвожу затвор, фокусируюсь и делаю то, ради чего я здесь нахожусь - останавливаю время.

Каждый раз это нечто особенное, каждый раз как в самый первый я чувствую это - ощущение охотника, а все вокруг - то, что должно быть поймано мной. Я буду снимать весь день, а в конце дня, возвращаясь домой вспомню слова  великого Брессона, о том, как это прекрасно - нести в кармане свою добычу, вот эти самые кадры, ради которых собственно все и затевалось. Охота, охотник и его Тень. Мой непобедимый Pentax LX.

Иногда очень трудно понять, объяснить себе зачем ты делаешь то или иное действие, говоришь или пишешь ту или иную фразу. Ты просто делаешь это, потому что не можешь иначе. Не можешь держать в себе то, что должно родиться на свет, обязательно вырваться наружу и принадлежать не только тебе, но всем кто сможет это воспринять. Так и с фотографией - мы просто делаем это, потому что не можем не делать. Потому что фотография - это мы. Удачи вам, мои дорогие братья и сестры, и да пребудет с вами Гений.

 

В начало