Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Ricoh GR3. Моя маленькая Тень.

Текст Никиты Ступина.

Я есть тот, кто я есть. Я делаю то, что я делаю. Верю в то, во что верю. Видите меня? Смотрите внимательней, моя фотография — это я

Раннее утро. Совсем еще раннее. Дымкой окутанный древний северный город Порту. Милые мне в своем заспанном виде Португальцы медленно отворяют двери своих домов, магазинов, паштеларий. Внушительных размеров бакланы и их меньшие собратья чайки протяжным криком устанавливают свой порядок. Они здесь хозяева, с этим никто не спорит, даже вездесущие голуби.

В восьми километрах от меня расположился Отец всей воды на Земле — Атлантический океан, а чуть ниже по улице Бом Жардим соленая река Доуру. Это воскресенье что бы воскреснуть. Воскресенье что бы воскресить фотографию на год похороненную мной в заботах, работе, нежелании творить, отсутствии интереса и прочих тонкостях жизни. Сегодня тот самый день и все срослось. Я наконец то нашел себя в своей камере. И знаете, она цифровая. И это прекрасно.

Одна из главенствующих проблем связанных с уличной фотографией лично для меня всегда заключалась в несовпадении философии производителя камер и моей собственной. Современные бренды гонятся за чем угодно, только не за тем, что всегда преследовал я. Куча бесполезных объективов, бессмысленных в своем многообразии аксессуаров, ремешков, кейсов, насадок, дополнительных блоков и прочей ерунды — все это ни разу не имело для меня никакого значения. Никогда. Я всегда возвращал себя к истокам. Заряжал, отматывал, проявлял, иногда засвечивал, почти всегда случайно, но чаще в порыве страсти, будучи неосторожным. Верный и преданный мне Pentax LX тяжелым грузом заполнявший и без того нелегкий рюкзак экскурсовода на протяжении долгого времени оставался воплощением моего фотографического идеала. Надежный, быстрый, понятный, крепкий как камень, при этом до сегодняшнего дня весьма продвинутый в плане возможностей, настоящий хирургический инструмент в моих руках. Порой я погружался в мысли о том, как было бы здорово получить современную цифровую камеру, мощную и надежную, простую в понимании и использовании и самое главное — незаметную. Незаметность — ключевое понятие Уличной Фотографии. Давайте же поговорим об этом подробнее.

ОСТАТЬСЯ НЕОПОЗНАННЫМ

Я так и не встретил своего учителя. Никогда не видел его в действии, не чувствовал его рядом с собой. Несмотря на это, у нас всегда была и остается очень странная и крепкая связь. Мой учитель всегда разговаривал со мной через свои снимки. Великий Анри, потрясающий Брессон. Человек — гений и не человек вовсе. Благодарен ему за все что умею. За каждый “Решающий Момент”, за каждый щелчок затвора, за все оставленное им наследие.

С самого раннего детства я был пленен его работами. Какая то невероятная, едва различимая на отпечатках сила магнитом притягивала мой взгляд. Я мог часами разглядывать эти говорящие со мной языком композиционных форм фотографии. Спустя годы я начал замечать интересную особенность гения Брессона. Спиралевидное построение композиции всегда было очевидным для меня, но вот его нежелание находиться близко к объекту стало ясным далеко не сразу.

Брессон не любил смущать людей на улице и предпочитал оставаться незамеченным по мере наличия такой возможности. И в этом может убедиться каждый просто взглянув на центральные объекты большинства снимков сделанных великим мастером в условиях улицы. Мое отношение к уличной фотографии совершенно аналогично, я точно так же не люблю тревожить естественный ход событий, предпочитая оставаться максимально незамеченным. Но к сожалению, это было крайне сложно до того момента, пока я не встретился с Ricoh GR3. Об этой камере я буду говорить много и очень подробно, но в этой статье я бы хотел рассказать не о характеристиках, а об ощущениях. Своих субъективных конечно же ощущениях. И что бы было более понятно и менее скомкано, я разделил их на свойства.

Итак, о свойствах GR3.

СВОЙСТВО ПЕРВОЕ. НЕЗАМЕТНОСТЬ

GR3 ультра компактная камера. В буквальном смысле этого слова. Полностью черная, почти бесшумная (единственный более менее заметный звук который она производит слышен во время активации объектива при включении аппарата), абсолютно не привлекающая постороннего внимания. Эта камера не создает впечатления что вы крутой профи который сейчас всех вокруг отснимет для своего супер популярного блога. GR3 для посторонних людей не создает вообще никакого впечатления. Абсолютно никакого. И это прекрасно, это идеально.

Одна из авторских методик которой я обучаю своих студентов уже больше восьми лет называется “Бесконтактная Съемка” и GR3 как ни одна другая камера позволяет использовать эту технику. По сути своей Бесконтактная Съемка это банальная съемка от бедра, с той только разницей что в данном конкретном случае все действия фотографа уравновешенны, системны и главное — понятны ему самому. “Бесконтактная Съемка” это система, техника позволяющая снимать людей скрытно, работать с нестандартными ракурсами и делать это там, где в любом другом случае это было бы невозможно. Для “Бесконтактной Съемки” необходим совсем небольшой фотоаппарат, с точной и выверенной системой автофокуса и главное — понятным объективом, достаточно широким и в то же время, максимально приближенным к каноническим 35мм или 50мм. Всеми перечисленными свойствами обладает новейший релиз от Ricoh. Новая супер скоростная гибридная система автофокуса позволяет мне снимать быстро движущиеся объекты на улицах без каких либо проблем. Из 100 снимков сделанных от бедра фокус промахнулся всего один раз и это просто невероятный показатель! Сюда же необходимо добавить новую систему стабилизации изображения которая работает абсолютно идеально как раз в случаях когда я снимаю на ходу, не глядя.

Для меня уличная фотография это охота. Каждый кадр — моя жертва, добыча которую я уношу с собой спрятанной в катушке или аккуратно сложенную цифровыми файлами в маленьком пластиковом корпусе карты памяти. А что важно для охотника? Оставаться незамеченным, не привлекать внимания, не создавать ощущения тревоги и опасности. Знаете какая самая основная и частая реакция людей на мою GR3? Никакая. Ее просто нет. И это идеально. Наконец то моя камера не просто инструмент для съемки, но часть моей жизни, такая же как мой смартфон, она просто всегда со мной и это ощущается так же естественно как ключи от квартиры в рюкзаке. GR3 неотъемлемая часть меня.

Эта камера подарила мне массу новых впечатлений и ощущений, я до сих пор радуюсь как ребенок когда отсматриваю снятые кадры и понимаю — с другим инструментом я бы не смог сделать этот снимок, но GR3 дает мне все допустимые возможности для реализации моих способностей как фотографа.

СВОЙСТВО ВТОРОЕ. СКОРОСТЬ

Незаметность имеет абсолютно нулевое значение при отсутствии скорости. Скорость, быстрота реакций моей камеры — критично важные свойства для уличной съемки. Критериев несколько — камера обязана моментально включаться и позволять мне начинать действовать тогда, когда это необходимо, а не тогда, когда она к этому готова. Автоматическая фокусировка должна со скоростью молнии цепляться за объект съемки, не оставляя и малейшего шанса на ошибку. Все мы знаем что скорость работы узлов камеры зависит сегодня от нескольких факторов. Прежде всего это возможности процессора и здесь Ricoh проделали более чем отличную работу разработав новый GR Engine 6. Этот процессор работает идеально, прекрасно обрабатывая полученную информацию он практически моментально выдает результаты и позволяет идеально передавать оттенки (что крайне важно в моем монохромном мире) и цвета. Второй фактор влияющий на скорость работы камеры — механика. Встроенные механические узлы должны быть прекрасно настроены, сопряжены и адаптированы под конкретный процессор и софт на котором построена электронная система камеры. И здесь специалисты Ricoh оказались на высоте. GR3 как зажигалка Zippo которую хочется открывать и закрывать не переставая будучи буквально загипнотизированным магическим щелчком металической крышки. Точно так же я не могу оставновиться включать и выключать свою камеру, настолько “сочно” у GR3 срабатывают механизмы активации оптики при нажатии кнопки Power. Это прекрасно. Уже только по этой причине эту камеру не хочется выпускать из рук.

Я всегда настаивал на том, что уличная фотография является одной из самых сложных дисциплин во всем многообразии фотографических искусств. И причин тому великое множество, в том числе необходимость вести и контролировать сразу несколько композиционных центров. Улица не студия и ждать вас тут никто не будет, вся работа на улице строиться на секундах и их долях, на мимолетных мгновениях, на неповторимости того, что случилось или случается в данный конкретный момент времени. Именно поэтому для фотографа крайне важно не только внутренне максимально быть здесь и сейчас, находится в концентрации и в полном внимании ко всему происходящему, но и реагировать стремительно и быстро на все, что происходит вокруг него.


GR3 позволяет мне совершенно не думать о GR3. Это феномен концептуальной основы философии Ricoh как бренда. Камера разработана таким образом что бы я не думал о ней и имел возможность полностью сконцентрироваться на том, что я делаю. Я больше не переживаю о процессе, я концентрируюсь на результате. И это прекрасно.

СВОЙСТВО ТРЕТЬЕ. ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ

Никогда не показывай людям то, что находится внутри тебя.

Это мой принцип. Я предпочитаю оставлять людям возможность ошибаться и судить по обложке. Это всегда дает преимущество, позволяет действовать в своей парадигме, не стараться оправдать ожиданий. Так же и с фотографией. Пусть окружающие думают что вы любитель, что ваша камера это мыльница, что максимум на что вы способны — это делать посредственные снимки для своих социальных сетей. Некому и нечего доказывать. Это принцип профессионалов и его я советую придерживаться всем и каждому.


Еще до релиза GR3 я с упоением читал характеристики этого малыша и даже немного не верил, потому как все это больше походило на слухи чем на нечто имеющее отношение к реальности. Слишком эпично все выглядело на бумаге. Сегодня, когда я уже несколько месяцев работаю, да что там работаю, живу с GR3 я не перестаю удивляться как инженерам Ricoh удалось запихнуть столько не просто продвинутых, а бесконечно нужных и практичных функций в такую маленькую, по своему форм фактору, мини камеру. От 24.2 мегапиксельного сенсора размера APS-C и наконец то реально работающей системы стабилизации изображения, до возможности весьма недурно снимать в просто космическом диапазоне ISO (вплоть до 102400) и ультра быстрой гибридной системы автофокуса. Это удивительно мускулистый малыш. Бесспорно.


Собираясь написать обзор на GR3 я меньше всего хотел заниматься описанием функций, детальным разбором характеристик и прочей ерундой, мне виделось гораздо более полезным описание целого набора ощущений от работы с этим инструментом. Уже сейчас спустя какое то время после знакомства с камерой, я могу смело и уверенно выделить свое главное ощущение — законченности. Ощущение полноты. То самое, когда у тебя есть что то и больше чем это тебе не нужно. Ощущение легкости бытия если можно так выразиться, ведь теперь я просто снимаю камеру с зарядки и кидаю ее в сумку, в рюкзак, да что там, я кладу ее в карман! Просто и легко. Так, как и должно быть.


Суммируя сказанное, с GR3 я закончен. Завершен. Совершенен как инструмент. И это прекрасно.

НЕ СЛЕДОВАТЬ, НО СОЗДАВАТЬ

Безусловно все написанное является моим субъективным мнением. Мнением фотографа с улиц. Я описал лишь частично свои ощущения от взаимодействия с GR3, впрочем именно в этом и состояла моя задача.


Это только начало. Впоследствии мы будем много говорить об уличной фотографии и GR3 как камере продвигающей на мой взгляд самую правильную философию, самый верный подход к искусству Уличной фотографии. Техники делающей тебя незаметным, дающей тебе огромные возможности и не требующей от тебя ничего, кроме таланта. В следующей статье мы детально разберем основные функции камеры (те, которые я использую каждый день и без которых не представляю себе современную уличную фотографию), ну а пока я завершу этот сумбур ощущений (их так много что невозможно систематизировать), закрою свой ноутбук и отправлюсь на улицу. Вокруг меня волшебный Порту, в ушах волшебная “Священная Весна” Стравинского, в моих руках Ricoh GR3. И это прекрасно.

 

В начало