Данный сайт может размещать файлы cookies на ваш компьютер с целью улучшения взаимодействия. Чтобы узнать больше о файлах cookies, пожалуйста, ознакомьтесь с политикой безопасности

Высокий полет. Антон Цюпка о тесте объектива HD PENTAX-D FA 150-450mm

Pentax vs. Spotting

Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием.
Из материала Википедии

Читая как-то раз интервью одной из иностранных рок-знаменитостей, наткнулся на его высказывание касательно хобби, в котором говорилось (недословно), что «я понимаю любые человеческие увлечения, не могу понять только людей, снимающих самолеты…». Общаясь же по роду своего хобби с теми самыми людьми, «снимающими самолеты», неоднократно натыкался на их мнение «я понимаю всех снимающих самолеты, кроме тех, кто делает это Pentax’ом».

Собственно, из этих двух озвученных «жизненных позиций», и благодаря инициативе российского дистрибьютора Ricoh/Pentax, и родилась идея написания цикла статей-фоторепортажей, призванных показать, что не только споттинг (съемка самолетов) – это красиво и интересно, но и что споттинг с Pentax’ом – это вполне нормально и правильно.

Сегодня я хотел бы представить вашему вниманию первую заметку из данного цикла (очень хочу сам надеяться, что это будет именно цикл). Вообще-то, она должна была стать третьей или даже четвертой… но «человек предполагает…». Постоянные изменения планов и приоритетов, накладки со временем и т.п. внесли свои коррективы в очередность. Поэтому, я решил начать с материала, который, на мой взгляд, на сегодняшний момент будет наиболее интересен любителям и поклонникам марки Pentax.

Итак…

Часть 1. «Супер-теле» или «HD Pentax DFA 150-450mm f4.5-5.6 ED DC AW – в ощущениях и на практике».

Как известно, весной этого года Ricoh Imaging представила первый за долгие годы зум-объектив Pentax «супер-теле» диапазона - HD Pentax DFA 150-450mm f4.5-5.6 ED DC AW. С одной стороны поклонники бренда восприняли это событие очень благодушно, т.к. потребность в качественном «зуме» диапазона «за 300» ощущалась в линейке оптики уже давно. С другой стороны – «а мало ли что там у них получилось?»… да и озвученная информация относительно ожидаемой цены объектива на фоне вывесок пунктов обмена валют действовала удручающе.
Посему, когда со стороны российского представителя Ricoh/Pentax поступило предложение принять участие в «полевых испытаниях» предсерийного образца объектива… раздумья уложились в выдержку примерно 1/30 - я, конечно же, согласился.

Матчасть

Несмотря на то, что объектив все еще числится новинкой и не особо встречается в продаже, написано про него уже много, поэтому, особо вдаваться в описательную часть, рассказывая, сколько и каких в нем линз, какой мотор и т.п. я не буду. Лучше опишу личные ощущения от тех или иных особенностей и сравню объектив с конкурентом, в роли которого тут и далее выступит проверенная «в боях» Sigma 150-500mm f/5-6.3 APO DG HSM.

  

Объективы не то, чтобы близнецы-братья, но довольно схожи по массо-габаритным характеристикам и некоторым конструктивным решениям. Впрочем, полагаю, что «изобрести велосипед» тут сложно.
Объективы имеют похожее расположение и размеры колец фокусировки и зумирования – весьма удачно, на мой взгляд, подобранные с точки зрения эргономики. Направление вращения кольца зумирования при этом у них разное – на первых порах пришлось привыкать. Само кольцо зумирования у Pentax заметно более тугое, что вызывает некоторое неудобство на практике (впрочем, это отчасти компенсируется тем, что в отличие от Сигмы, объектив вообще не «хоботит», хотя кнопка фиксации в положении 150 мм на нем есть). Сам процесс зумирования на Pentax сопровождается характерным звуком велосипедного насоса. Надеюсь, что в процессе эксплуатации ничего внутрь не насосет – все же позиционируется, как пыле-влагозащищенный.
Pentax заметно тяжелее своего визави – в характеристики не заглядывал, но по ощущениям разница граммов 200-250. Забегая вперед скажу, что при съемке это довольно серьезно ощущается.

Объектив укомплектован очень добротно выполненной блендой. По сравнению с сигмовской она более прочная, сделана из более качественных материалов и более удобно и просто устанавливается/снимается. Кроме того, снабжена традиционным закрывающимся «окошком» для управления поляризационным фильтром. Впрочем, не уверен, что для данного объектива «окошко» будет очень уж актуальным преимуществом. В положении максимально фокусного расстояния объективы также имеют почти идентичные габариты.

Отдельно хотел остановится на штативной лапе. Очень понравилась идея с «интегрированным» в объектив кольцом и съемной ручкой. Удобно, кроме того, на мой взгляд, такая конструкция менее подвержена «самозатягиванию» - на Сигме мне пару раз пришлось воспользоваться инструментом для отворачивания винта, затягивающего штативную лапу, после того, как объектив весь день проболтался на подвесе. На Pentax за время «тест-драйва» я с таким не столкнулся. В защиту Сигмы хочется сказать, что ее ручка более эргономична при переноске за счет соответствующего профилирования и чуть большей толщины.
Обращает на себя внимание значительно большее количество «органов управления» на Pentax’е. Остановлюсь немного подробнее на них – прежде всего на тех, которые лично мне показались на практике полезными.


Непременно хочется поблагодарить инженеров Pentax за ограничитель диапазона автофокуса (номер 5 на схеме). Несмотря на то, что выбранные диапазоны фокусировки лично мне кажутся немного странными, опция реально работает и заметно сокращает время фокусировки объектива в отдельных режимах съемки. Ограничитель позволяет выбрать три варианта: «2 – 6 метров», «6 метров – бесконечность», «2 метра – бесконечность». В очередной раз забегая вперед скажу, что установка «6 м – бесконечность» при съемке самолетов отлично меня спасала от традиционного для Сигмы дергания туда-сюда от нуля до бесконечности при наводке резкости на удаленный малоконтрастный объект на фоне неба. Субъективно – для моей узко прикладной задачи эта опция сокращает время фокусировки в некоторых случаях минимум на 15-20%.

Следующая по полезности функция - режим Preset. Для его активации нужно перевести в соответствующее положение переключатель 8 и нажать кнопку 9  (см.схему выше). Суть его в том, что объектив может запомнить определенную заданную дистанцию фокусировки (путем нажатия на вышеуказанную кнопку до характерного звукового сигнала). Удобство применительно к споттингу заключается в том, что когда вы отвлеклись от самолетов на разглядывание через окуляр симпатичной девушки в толпе, то для того, чтобы вернуться к самолетам (читайте – к фокусировке на бесконечность), вам нужно всего лишь нажать любую из 4-х кнопок, расположенных по окружности объектива между кольцами зумирования и фокусировки. Объектив прокручивается в нужное значение за доли секунды, и далее остается только дофокусировать его автоматически или «квик-шифтом».
Использовать «квик-шифт» с данным объективом тоже можно по-разному. Режим работы задается переключателем 4. Разница в том, что можно выбрать возможность использовать «квик-шифт» после автоматической фокусировки (QFS/A), во время фокусировки (QFS/M), либо переключить объектив в ручной режим фокусировки M (без использования соответствующего переключателя на камере). Прелесть этого я за время тестов распробовать толком не успел, но наверняка многим такой функционал окажется полезным.

Также неопробованным остались два режима работы автофокуса (устанавливаются переключателем 8): AF и AF Cancel. Первый из них позволяет осуществлять фокусировку не с кнопки спуска на камере, а любой из 4-х кнопок по окружности объектива. Лично для меня опция абсолютно бесполезная, но на мне свет клином не сошелся. Второй позволяет временно отключать управление автофокусом через камеру с одновременным запоминанием предшествовавшей нажатию кнопки (на объективе) дистанции фокусировки. Это применительно к споттингу может быть полезно в ситуации, когда, например, в режиме следящего фокуса объект съемки на время скрывается за деревьями – чтобы камера не перефокусировалась на более близкий объект. Опция в теории удобная, но вот в том, что при такой реализации ее будет удобно осознанно использовать – не уверен. Если только в случае, когда вы точно знаете, что при съемке с данной точки у вас объекты постоянно будут уходить за какое-то более близкое препятствие. Реально на практике снимать в данных режимах не довелось, поэтому от дальнейших комментариев по ним воздержусь.

Давайте знакомиться

От изучения матчасти я перешел к ее освоению. В качестве основной тестовой камеры использовался Pentax K-3 Silver c прошивкой 1.21. Никаких проблем с сопряжением объектива и камеры не возникло, подружились они сразу. Правда, в exif’е снимков информация об объективе отсутствует (видимо, в виду «предсерийности» оного), что, впрочем, не мешает Adobe ACR или Flickr’у безошибочно определять фотографии, как сделанные с Pentax 150-450мм.

Перед первой съемкой на натуре было сделано несколько десятков пристрелочных кадров. В процессе чуть поднастроил фокусировку в камере (+2). При настройке автофокуса выявил интересную особенность объектива при съемке с расстояния, близкого к МДФ – довольно малую величину ГРИП. Так, например, при съемке с 2-х метров под углом 45 градусов магнитика на холодильнике (150 мм, F/4.5) соседний магнит (расстояние между центрами ~6-7 см) был уже весь не в фокусе.

Также объектив был примерен на камеру Pentax K-7 (прошивка 1.13) – проблем не возникло, несмотря на то, что камеры не было в списке поддерживающих объектив.
На тестовых снимках было выявлено, что при применении одинаковой экспопары и использовании Сигмы и Pentax экспокоррекция для последнего либо не требуется, либо требуется в меньшем значении. Если с Сигмой у меня почти всегда (в зависимости от условий съемки) стоит экспокоррекция +0.3…+1.0, то с Pentax порой даже приходилось минусовать. В общем же случае коррекция требовалась на 0.3…0.7 ступени меньше. Предполагаю, что это связано с более качественной оптикой и лучшим просветлением у Pentax.

Эргономично связка К-3 & батблок D-BG5 & объектив 150-450mm оставила хорошие впечатления. Пара неплохо сбалансирована, дискомфорта при съемке, несмотря на вес более 3 кг нет, хотя «держать прицел» с рук стало заметно сложнее. Неудобство вызвало только ранее упомянутое тугое кольцо зумирования, вращающееся в отличную от привычной сторону, но к нему я в итоге за полдня последующих съемок приспособился.
Резюмируя – первое свидание прошло успешно, нужно было переходить к более серьезным отношениям. 


На охоту

ISO 160; f/7.1; 1/1000 s; 220 mm

В качестве «площадки» для первой охоты был выбран ближайший аэропорт – московское Внуково, благо, что обилие подходов к нему и довольно удачное расположение относительно солнца позволяют за день проверить множество режимов и ракурсов съемки.

За первые полчаса выявились как основные сильные стороны объектива, так и оба главных недостатка новой связки «камера – объектив»: излишняя чувствительность к пересветам и… явная нехватка для съемки с рук оптического стабилизатора. К сильным сторонам можно отнести быструю и уверенную фокусировку (особенно при использовании описанных выше «опций»), хорошую цветопередачу, бОльшую «светлость» объектива (в сравнении с Сигмой). На недостатках остановлюсь подробнее.

Первый «баг» явно является оборотной стороной большей «светлости» объектива. Полагаю, что с ним можно бороться опытным путем - через подбор правильного соотношения экспопары и экспокоррекции для разных условий съемки, но на первой «охоте» мне выработать соответствующие навыки не удалось. Встроенные же в камеру средства коррекции пересветов оказались зачастую бессильны перед съемочной ситуацией «Освещенный солнцем белый самолет на фоне затененного аэропорта или туч», когда в кадре представлен широкий динамический диапазон с яркими объектами.

ISO 100; f/13; 1/200 s; 310 mm

Вторая проблема, полагаю, лечится только тренажерным залом и снайперской подготовкой. По опыту съемок Сигмой я был готов к тому, что оптический стабилизатор превосходит внутрикамерный минимум на одну ступень. При данной съемке возникло ощущение, что разница составляет 2-3 ступени. Связано ли это с бОльшим весом объектива, особенностями фокусировки, более тугим зумом (который приходится постоянно крутить в процессе съемки, в т.ч. и при «сопровождении» объекта), недочетами работы предсерийного образца, ошибками в прошивке объектива или камеры или чем-то еще – для меня осталось загадкой. Факт остается фактом – за день съемки более-менее качественно удалось снять только одну проводку с «неспортивной» выдержкой 1/200 сек и один резкий кадр (с той же выдержкой) с винтовым самолетом (обычно для создания эффекта размытых винтов применяю 1/160 и длиннее). Хотя ранее, используя оптический стабилизатор Сигмы, вполне успешно снимал на ФР 500 мм с выдержками 1/125 – 1/50 сек. Не спасла даже скоростная серийная съемка – зачастую среди 5-8 кадров не оказывалось ни одного резкого. Хотя, иногда все же удавалось «поймать цель», как, например, на данном снимке (450 мм, 1/200). Фактически без серьезной предварительной тренировки фотографа объектив на больших фокусных расстояниях весьма «сложен» для съемки с рук динамичных сцен с выдержками длиннее 1/500. Брака у меня получилось многовато. При выдержке 1/800 доля брака сильно снижается, при 1/1000 и короче, чтобы смазать кадр уже нужно хорошо постараться.

ISO 100; f/14; 1/200 s; 450 mm

В ходе последующих съемок, несмотря на то, что мы с объективом «притерлись» друг к другу и процент брака стал ниже, сделанное мною при первой съемке заключение, в целом подтвердилось. Для меня это стало основным и, слава богу, единственным разочарованием в данном объективе. Возможно, с К-3 II с его заявленными 4.5 ступенями стабилизатора или с грядущей FF-камерой (где их, полагаю, будет еще больше), ситуация будет лучше. Но даже на К-3, не говоря уже о более старых камерах, объектив при съемке с рук заметно проигрывает аналогам, оснащенным оптическим стабилизатором.

ISO 100; f/10; 1/200 s; 450 mm

Как говорится, инженерам Ricoh на заметку – если будут проектировать вторую версию данного стекла, пусть оно будет на 10% дороже, но с встроенным оптическим стабом. А уж фотограф сам решит, каким стабилизатором ему пользоваться: в камере или в объективе.

Достаточно неплох объектив на открытой диафрагме, в т.ч. на больших фокусных расстояниях. Например, на приведенном снимке съемка велась с f/5.6 и ФР 330 мм.
Тем не менее, на максимальных фокусных все же лучше прикрывать диафрагму до f/6.3-7.1. Наилучшие же, на мой взгляд, результаты достигаются с диафрагмой f/8-10 (на фото ниже f/8, 1/1000, 410 мм).

ISO 160; f/8; 1/1000 s; 410 mm

ISO 200; f/8; 1/1000 s; 450 mm

ISO 125; f/8; 1/1000 s; 290 mm

Отлично отрабатывает объектив и в случаях «равномерного» пасмурного освещения. А особо хотелось бы отметить его работу в условиях всевозможных «помех». Например, данный кадр снят сквозь вертикальную сетку забора, на которую на фото нет даже намека. Сигма при тех же условиях давала на кадре заметные расплывчатые вертикальные темные полосы.

ISO 320; f/8; 1/1000 s; 150 mm

На следующих кадрах можно видеть работу объектива не только через решетку, но и при наличии сильного марева.

ISO 200; f/8; 1/1000 s; 160 mm

ISO 160; f/7.1; 1/1000 s; 450 mm

ISO 125; f/7.1; 1/1250 s; 360 mm

При отсутствии внешних и атмосферных помех результат получается и вовсе отличный (только нужно всегда помнить про опасность пересвета).

ISO 160; f/7.1; 1/1250 s; 150 mm

ISO 200; f/8; 1/1000 s; 160 mm

ISO 200; f/8; 1/1000 s; 190 mm

ISO 250; f/8; 1/1000 s; 360 mm

ISO 320; f/8; 1/1000 s; 310 mm

Неплохой работает объектив в контровом (или «околоконтровом») свете. Кстати, ни на одном фото с этого объектива не видел «зайцев». Но справедливости ради признаюсь, что специально их и не ловил.

Если кто обратил внимание, то на паре фотографий видно, как новая скругленная» диафрагма объектива отрабатывает попавшие в кадр источники света – получаются такие аккуратные круглые слегка размытые световые пятна. Как говорится, без изысков, но добротно. Сигма даёт чудные многолучевые звездочки – многие не верят, что это эффект самого объектива, а не обработки или фильтра. Какой вариант лучше, судить не берусь. У Pentax естественнее, у Сигмы – художественнее.

ISO 200; f/8; 1/1000 s; 290 mm

Дабы не быть голословным касательно совместимости данного объектива с моей старой К-7, приведу пример снимка и с этой пары (кстати, на заднем плане личный самолет Романа Абрамовича). Тоже, к слову, снято сквозь забор. Но результаты с К-3 мне понравились больше – все-таки с точки зрения качества изображения матрица К-3 шагнула заметно дальше.

Pentax K-7, ISO 200; f/8; 1/1000 s; 310 mm

На этом рассказ о первом съемочном дне с новым объективом можно закончить и плавно перейти к следующему его тесту, сделанному спустя неделю и с учетом некоторого осмысления результатов первой съемки.


Военный форум «Армия – 2015»

ISO 250; f/6/3; 1/800 s; 150 mm

Следующий свой материал мне довелось отснять данным объективом на тренировочном дне перед военным форумом «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Особенности новой техники уже были знакомы, да и условия были более «щадящими». Снимать поначалу пришлось преимущественно статику или малоподвижные объекты, позиции для съемки были более удобными, расстояния поближе, всегда была возможность тщательно «прицелиться». В общем, возможное негативное влияние отсутствия оптического стабилизатора было минимизировано. И тут объектив развернулся во всей своей красе, продемонстрировав прекрасные репортажные свойства.

ISO 250; f/7.1; 1/800 s; 180 mm

Без преувеличения скажу, что это первый из опробованных мною объективов, с которым результаты съемки не потребовали практически никакой редактуры в части цветопередачи, баланса белого, экспокоррекции и т.п. Небо только на некоторых кадрах пришлось притемнить – день был солнечный и местами его на снимках «повыбивало».

ISO 160; f/6.3; 1/800 s; 150 mm

При этом, по четкости, детализации, резкости и насыщенности картинка также весьма адекватна. Что же касается любимой многими темы боке (особенно в контексте новой диафрагмы данного объектива), то… тут мне особо сказать нечего, т.к. специально данный параметр не тестировал, а применявшиеся режимы съемки особого размытия фона не подразумевали. Хотя, пара кадров, на которых можно как-то оценить данное свойство объектива, все же есть. Например, этот. На мой взгляд, для «супер-теле» боке более, чем приятное, и явно интереснее, чем у моей Сигмы.

ISO 250; f/6.3; 1/800 s; 450 mm

ISO 320; f/7.1; 1/800 s; 150 mm

Поскольку снимать статику можно было с довольно небольшого расстояния, основная масса фото была сделана на фокусных расстояниях 150-250 мм и на этих режимах какие-либо претензии к объективу придумать практически невозможно. Во всяком случае, я результатом остался более, чем доволен.

Первой «динамичной» целью на этой съемке, как ни странно, оказался не самолет, а автомобиль, энергично мчащий по рулежке. Снимок, как мне кажется, демонстрирует, что объектив подойдет не только авиационным споттерам, но и тем, кто занимается съемкой иной техники: автомобилей, локомотивов, трамваев и т.п.

ISO 500; f/7.1; 1/800 s; 270 mm

А первой «воздушной целью», стал генеральский борт, давший возможность еще раз проверить объектив при съемке в контровом свете. Это фото - то, что получилось «вынуть» из практически черного кадра.

ISO 160; f/13; 1/160 s; 230 mm

Нельзя сказать, что оно какое-то особенное, но для ситуации, когда необходимо просто запечатлеть «фотофакт» (как, например, в данном случае, где в кадр попал совсем нетипичный Ми-8), способность объектива выдать удовлетворительный результат в неудовлетворительных условиях, будет весьма кстати. У Сигмы в похожих режимах результат намного хуже, с сильными шумами и конкретными «провалами» в наиболее темных участках.
После прилета высокого начальства на аэродроме наконец-то началось долгожданное движение, засуетился личный состав, завыли турбины и начали выруливать первые самолеты…

ISO 160; f/6.3; 1/800 s; 150 mm

ISO 125; f/6.3; 1/800 s; 150 mm

…но про летную часть этого дня и о том, как повел себя объектив при съемке данных полетов, я постараюсь рассказать в следующей части статьи. Пока же закончу кратким «итого» на основе своих субъективных ощущений от знакомства с новым объективом.

Плюсы:
1. Быстрый и достаточно цепкий автофокус, наличие «доп. опций», оптимизирующих его работу;
2. Хорошее просветление, обеспечивающее субъективно бОльшую светосилу объектива по сравнению с Сигмой 150-500 при съемке в схожих условиях освещенности при одинаковой экспопаре;
3. Отличная цветопередача;
4. Хорошая контрастность, резкость и разрешение;
5. «Устойчивость к оптическим помехам» при съемке сквозь решетку, траву, марево и т.п.;
6. Хорошая эргономика;
7. Высокое качество изготовления и использованных материалов;
8. Отсутствие эффекта «выпадения» подвижной части объектива под действием собственного веса;
9. Приятное боке, эффекты от источников света и т.п.

Минусы:
1. Великовата масса объектива;
2. Отсутствие оптического стабилизатора;
3. Повышенная чувствительность к пересветам;
4. Тугое кольцо зумирования;
5. Стоимость.

От себя я бы, пожалуй, поставил данному объективу 8-8.5 баллов из 10-ти. В любом случае, оптически, а также в части качества и скорости фокусировки - это наиболее качественный зум-телевик для Pentax, которым мне доводилось снимать. «Эргономически» он примерно на одном уровне с Сигмой, но при этом заметно выигрывает у, например, Pentax 60-250 – снимать новым объективом заметно удобнее, несмотря на его бОльший вес. Ложкой дегтя для меня в знакомстве с ним стало только отсутствие уже ставшего привычным оптического стабилизатора… но снимали же как-то люди раньше без него – видимо всё дело именно в привычке.

PS. Совсем забыл сказать – объектив комплектуется чудесным чехлом-сумкой, который, в отличие от такового для той же Сигмы, очень удобно использовать не только для хранения объектива, но и по прямому назначению – для его транспортировки.

Больше фотографий с вышеописанных тестовых съемок можно увидеть по ссылке

Автор текста и фотографий - Антон Цюпка

В начало